Я проводила отпуск со своей семьей у родственников в городе Владикавказе Северной Осетии в  сентябре 2015 года. Добирались мы туда из Сочи без особых приключений, на поезде Адлер – Владикавказ (кстати, прибытие в город около часа дня). Решили провести несколько дней на турбазе в горах моей любимой Осетии. Выбор пал на турбазу «Ростсельмаш», географически это Дигорское ущелье.

20150912_071004Договорившись по телефону о своем прибытии, размещении, цене и питании, на следующий день мы отправились в путешествие. Сразу расскажу о ценах. Проживание в трехэтажном корпусе турбазы в номере на двоих хозяев с душем и туалетом стоил 400 рублей с человека (на детей скидок нет), питание – 450 с человека. Можно не брать питание и готовить самим, якобы, на каком-то из этажей корпуса есть газовая печь для готовки. Но нам такой вариант не подошел, я не собиралась стоять у плиты, плюс тащить кучу провизии и кастрюли в горы.

На машине российской марки мы выехали из Владикавказа в 12 часов дня, нам предстояло преодолеть около 120 километров. Ехали спокойно по навигатору, плюс уточняли у местных ГИБДДшников дорогу. Никаких препятствий по пути в Дигорское ущелье не встречали, дорога была довольно хорошая, но добравшись до указателя с надписью «Мацута» нас ждало огромное разочарование!дигорское ущелье Дальше наш путь лежал по жуткой дороге с колдобинами, а дальше и с полнейшим отсутствием асфальта. По этой причине ехали очень и очень медленно, что очень раздражало. Единственным бонусом были просто невероятной красоты пейзажи за окном!

Дигорское ущелье. Турбаза «Ростсельмаш»

Проехав несколько деревень, мы наконец прибыли на турбазу «Ростсельмаш». Дорога заняла более 4х часов (хотя путь до того, как началась жутко разбитая дорога, мы преодолели не более чем за полтора)дигорское ущелье фото

Снова позвонив по телефону (МТС там берет без проблем, только интернет очень сильно тормозит), т.к. ворота на базу были наглухо закрыты, мы вызвали  женщину, с которой ранее созванивались по поводу заселения. Тут же перед нами распахнулись ворота и мы въехали на территорию. Запарковав машину, мы пошли заселяться. Полной неожиданностью стало то, что в трехэтажном корпусе мы были практически одни – занято всего три-четыре комнаты.

20150912_202108Выбрав номер на втором этаже, мы стали раскладывать вещи. В номере есть небольшая прихожая, из которой две двери ведут в комнаты (с двумя кроватями и тремя, в каждой из них балкон), и в туалет, смежный с душем. В блоке мы были одни. Нам выдали постельное белье (чистое и практически новое), пледы и обогреватель (т.к. в горах даже в сентябре по ночам довольно холодно).20150912_202204В комнатах нет ни телевизора, вообще ничего нет кроме шкафа, трех кроватей, двух столов и двух стульев. В душе стоит странный подогреватель воды, который работает не очень хорошо, вода еле теплая. 20150912_202118Но помыться можно. Унитаз нормальный, чистый, все работает. Кровати тоже нормальные, не старые. А вот мебель в номере оставляет желать лучшего – старая, советская какая-то.

Природа Дигорского ущелья

Зато все коммунальные неудобства сглаживает невероятная природа, открывающаяся со всех точек базы. Вид с балкона просто шикарен, до сосен можно дотянуться рукой, а чуть выше виден ледник – тоже как на ладони! Дигорское ущелье — место, где сохранилась первозданная природа.20150913_105720И в довершение картины – три сбегающих по склону горы водопада, которые называются «Три сестры» и с которыми связана красивая осетинская легенда. Скажу сразу – все недочеты проживания (как в старой советской гостинице) с лихвой компенсирует великолепная природа, добродушие персонала и шикарное питание!

Расположившись, мы пошли на ужин в столовую, в которой, кроме нашего, было занято всего 4 столика. Столовая – тоже в лучших советских традициях, самообслуживание. Зато сама еда нас поистине поразила. Обильнейшая, вкуснейшая, приготовленная из свежайших продуктов! Мы ели хрустящую жареную картошку, чудный стейк из курицы, салат из капусты с огурцом, пили вкусный ягодный кисель. Порции были на великанов, честное слово!

После ужина решили прогуляться по базе, так как уже стремительно темнело. На базе везде проложены дорожки, светят фонари, к бурной горной реке можно спуститься по железным ступеням (купаться в ней нельзя, унесет на фиг). Много деревянных домиков с мангалами для приготовления шашлыка. Пользование ими абсолютно бесплатно.

Вернувшись в номер, мы уснули сном младенца под шум реки и шелест сосен под окном. Наутро, позавтракав (снова очень вкусно и очень обильно – кавказское гостеприимство в действии) мы пошли гулять.дигорское ущелье фото

Досуг надо организовывать самому

На базе, насколько я поняла, никаких туристических услуг не предусмотрено. Единственное – перед входом висит карта для самостоятельных прогулок, которую мы и сфотографировали (чтобы не заблудиться) и пошли по маршруту. Шли мы по дороге, по обеим сторонам которой открывались такие виды, что у всех нас захватывало дух! Основная дорога там вроде как одна, но есть ответвления к водопадам. К одному из них мы поднялись (шли около 25 минут) – испытали незабываемые впечатления от этой красоты! Попив прямо из водопада, мы пошли вниз. Устав, вернулись на турбазу.дигорское ущелье фото

Обильно и вкусно отобедав (то есть, я говорю ОБИЛЬНО и ВКУСНО), мы пошли в номер, где продолжили день, сидя на балконе (стулья вынесли, на балконах ни стульев, ни кресел нет), читая и просто любуясь царящей вокруг красотой. Ужин также, в очередной раз, нас поразил своим вкусом))). А как  спится в горах Осетии – просто не передать словами!дигорское ущелье достопримечательности

На следующий день после завтрака мы снова пошли по немного известной нам туристической тропе, но на этот раз зашли гораздо дальше – вплоть до пограничной с Республикой Грузия территории. Там была расположена турбаза. Не особо вникала, но кажется, это было уже начало нейтральной полосы. Естественно, нас туда не пустили, но это было неважно. Все, что мы видели по дороге в этом ущелье, эти водопады на каждом шагу, к которым можно подняться, сфотографироваться и попить чистейшей воды, эти свисающие прямо над тобой белоснежные ледники, эта бурная река, обилие ягод и орехов – все это я запомню навсегда! Такой красоты вы больше нигде не увидите, это я вам гарантирую!

Турбаза «Дзинага»

На следующий день мы проехались до другого берега реки до турбазы «Дзинага», вновь увидев по дороге невероятные по красоте виды, познакомившись с гостеприимными местными жителями, которые угостили нас осетинским сыром, горячими вкуснейшими осетинскими пирогами и местным сладким малоалкогольным пивом. Турбаза нас ничем особенным не поразила, мне показалось, что здешние условия гораздо хуже турбазы «Ростсельмаш» — деревянные домики без удобств. Зато дешево.

В Осетии все говорят по-русски, практически без акцента, все – люди адекватные и приветливые к туристам. Никакой дикости или агрессии за все наши путешествия по Осетии, в местных жителях я не заметила. Однозначно рекомендую всем посетить этот райский уголок земли – Дигорское ущелье, — здесь можно очень недорого и отлично отдохнуть!