Путешествие по Европам, 2018 год, сентябрь 1-17.

Краткие сведения о путешествии:

— маршрут: https://www.google.com/maps/dir/Лобня, +Московская+обл./Тракай,+Литва/Клайпеда,+Литва/Карлсхамн,+Швеция/Копенгаген,+Дания/Гамбург,+Германия/Бремен,+Германия/Ольденбург,+Германия/Амстердам,+Нидерланды/Амерсфоорт,+Нидерланды/Киндердейк,+Нидерланды/Дордрехт,+Нидерланды/Хертогенбос,+Нидерланды/Маастрихт,+Нидерланды/Зоест,+Германия/Дрезден,+Германия/Брест,+Беларусь/Лобня,+Московская+обл./

автопутешествия по Европе

Примечание: из-за ограничения Google Maps на 10 точек маршрута приходится изощряться, чтобы показать больше, поэтому маршрут до Тракая показан тут неверно, мы не ехали через Латвию, так как это дольше, мы ехали через Белоруссию, с нее свернули в Литву.

— способ передвижения: собственное авто, Мазда CX5

— способ ночевки: своя палатка, кемпинги

— километраж в сумме (минус паромы и не считая трех кругов по Дордрехту и нескольких заморочек с поиском кемпингов) — 5245 км

— на бензин потрачено примерно 790 евро

— страны: Литва, Швеция (проездом), Дания, Нидерланды, Германия, Белорусь

— остальные траты составили приблизительно 1600 евро

— список вещей в дорогу:

— полный фотоотчет: на https://photos.google.com

Глава первая. Принятие решения

Осознав, что мы созрели для очередной поездки в дальние страны на своей машине, мы встали перед выбором – куда поехать на этот раз. Почти вся Франция осмотрена, в Норвегию хотелось бы вернуться, но ехать туда осенью с палаткой стремно, Испания и Италия далековато, Польша нам неинтересна, в Черногории мы уже посмотрели все, что хотели, Германия может попасть в список по дороге, если выберем что-то более дальнее, ехать туда отдельно не вариант (хотя тут мы конечно не правы).

Была мысль проехать по странам бывшей Великой Моравии, но как-то заглохла, потом мы долго муссировали вариант с Турцией – по берегу Черного моря до Стамбула и обратно через Болгарию на север в объезд Украины. Но по протяженности такой маршрут тянул на больше чем две недели, так как анализ возможности вернуться хоть куда-то из Турции или Болгарии на пароме через Черное море выявил нелицеприятные факты – паром до Севастополя отменили, паром из Болгарии идет только в Батуми, и три дня.

Можно добраться до Одессы на пароме, но Украину мы опять же решили исключить из нашего списка, так что зашли в тупик, и в результате поменяли направление ровно на 180 градусов, да и на север нас тянуло больше, чем на юг. Так что окончательным вариантом стал пробег Литва-Дания-Германия-Голландия-Бельгия-Люксембург-Германия-Белоруссия. Скажу сразу, две страны по ходу дела выпали потом из этого списка, потому что мы задержались в южной Голландии, где нам особенно понравилось, и вынуждены были добираться домой ускоренным маршем. Итого, маршрут был определен ровно до половины, и подготовка началась.

Глава вторая. Подготовка

Поскольку путешествие было намечено на начало сентября, мы полагали, что погода позволит нам даже на северных берегах ночевать в палатке, что во-первых гораздо дешевле, а во-вторых практически полностью исключает вероятность не найти места в выбранном лагере. Количество кемпингов в Дании и Германии, как и их качество было внимательно проверено, мы убедились, что без ночевки не останемся и этот вопрос был решен. Снаряжение у нас уже проверенное временем и тремя путешествиями, так что собрать его труда не составляло.

Далее последовало составление списка необходимых вещей, и покупка путеводителей. Мои любимые путеводители – издательства Киндерсли, они конечно мягко говоря недешевы, но зато там максимальная концентрация нужной информации по всем направлениям. Однако выяснилось, что путеводитель этой фирмы по Дании находится в переиздании, и даже старый купить невозможно. Удалось купить только путеводитель по Голландии, но как потом уже выяснилось, это было довольно старое издание, так как там местами попадались фразы типа «реставрация церкви будет закончена в 2012 году». А продают их по той же цене что и новые, я так понимаю. Теперь буду знать, когда в следующий раз соберусь покупать.

Путеводителя по Германии этой фирмы не нашлось в продаже тоже, пришлось купить другой, но он оказался неплохой, и может быть еще пригодится, а по Дании попалась только невразумительная книжка для детей. Оставалось только подготовить машину к поездке, и собрать все по списку в дорогу.

Глава третья. Первый день. Самый длинный перегон и граница

Поскольку нам нужно было добраться до Клайпеды, мы поехали через Литву. Это был уже второй опыт нашего перехода границы с Литвой, и вполне успешный. Как и шесть лет назад, нас поразило то обстоятельство, что по-прежнему на границе стоит невероятное количество фур, правда у них отдельная очередь. Мы даже поинтересовались у шоферов, сколько они обычно проводят на границе. Оказалось что 2-3 суток. Возможно, это так на любой границе, просто мы этого не видим, потому что для грузовых машин в Польше, например, как мы в этот раз выяснили, есть отдельный пропускной пункт, но до сих пор поражает.

Мы были там уже в одиннадцатом часу вечера, так что если очередь из легковушек и была, как нас пугали, то уже рассосалась, так что весь переход отнял у нас всего минут двадцать, не больше. Ну и поскольку было уже темно и поздно, мы не стали искать кемпинг, а остановились в ближайшем подходящем отеле, им оказался отельчик уже хорошо знакомой нам сети Ibis, и за 45 евро мы получили комнату, да еще и с завтраком.

Не забыть бы написать отзыв в Trip Advisor, они реально этого заслуживают. Вообще вся эта сеть, с которой мы сталкивались в разных странах Европы, ни разу не огорчила нас. Приветливые литовцы на ресепшене прекрасно знают русский, и на следующее утро, когда мы спросили совета что посмотреть в Вильнюсе, где мы уже бывали, и практически все видели, нас послали в Тракай и даже дали карту. Но это уже следующий день.

Глава четвертая. Тракай и Клайпеда.

автопутешествия по Европе Рассчитавшись в гостеприимном отеле, мы взяли курс на городок Тракай, до которого было всего 25 километров. Почему мы раньше не слышали про него? Странно. Город очень старый, и там находится замок, самый большой из сохранившихся в Литве. Постройка его датируется концом 14-началом 15го веков, во время правления великого князя Витовта, и какое-то время замок был его главной резиденцией.

Реставрация замка, задуманная еще в конце 19 века, была завершена только после второй мировой войны, и замок приобрел наконец тот вид, который, по мнению археологов, он имел в 15 веке. Внутри замка открыты комнаты с музейными экспонатами на всех трех этажах здания, и невероятно интересно посмотреть на предметы старины, выставленные в небольших комнатах, служивших в те времена спальнями, оружейными, в тронном зале стоят два трона, висят гобелены, и можно попытаться представить себе, какая велась жизнь в этих стенах. Монеты того времени россыпью лежат на витринах за стеклом, и довольно большая коллекция оружия придает значимости строению. Но не только замок, сам городок, окруженный со всех сторон водой, производит неизгладимое впечатление. На озере народ занимается водными видами спорта, а когда мы стояли, открывши рот, рассматривая одну из башен на берегу, подошел местный житель, и рассказал нам, что родился в этом городе, и помнит эту башню с детства, и как ее потом пытались реставрировать. Дом его стоит на самом берегу, прямо рядом с башней, и никогда не возникало у него желания покинуть город. Что еще показалось нам интересным – в городе есть караимская молельня, и татарская мечеть, и в музее замка можно увидеть жанровые сценки с участием караимов. Эти народы появились в городе вместе с князем Витовтом, который пригласил их с собой после похода в Крым.

И сейчас город стал культурным центром этого немногочисленного народа. Они христиане, хотя литовцы почти не отличают их от татар-мусульман, и служили Витовту верой и правдой, за что он и привечал их. Они оказались также хорошими торговцами, и приносили городу прибыль своими предприятиями.

автопутешествия по Европе

Другой народ,который этому способствовал – польские евреи, которые пришли в город после очередного побоища в Польше, да так и осели там. Есть в городе и синагога. Вообще Тракай издавна был многонациональным, и по сей день там мирно уживаются разные народы. Мы зашли в две церковки по дороге к замку, в одной служба велась на русском языке, в другой по-литовски. Поскольку городу некуда разрастаться, он так и остался зажатым в узком кольце водных стихий, что придает ему особую прелесть. Даже просто пройтись по старым улочкам – удовольствие.

Погуляв в Тракае, мы двинулись в Клайпеду, где вечером должны были сесть на паром. Добрались мы туда довольно рано, и решили пройтись по городу и поесть перед посадкой. Однако город нас слегка разочаровал. Раскиданный и разбросанный, он производит впечатление неряхи перед выходом на улицу. Даже в самом центре какой-то неуютный круг на площади, где мы однако засиделись за обедом, и поехали на причал уже впритык по времени.

Надо сказать, что первая наша попытка уехать в Швецию на этом пароме не увенчалась успехом, потому что мы не позаботились о покупке билетов заранее. На этот раз я не сделала промаха, и билеты лежали у меня в рюкзаке, однако мы опять чуть не пролетели, потому что я не удосужилась почитать внимательно условия. Мы помнили причал, куда мы в первый раз приезжали, и поехали по навигатору. Меня слегка насторожило, что нет указателей на него, но Володя успокоил меня, что мы и в прошлый раз его еле нашли, так что он уверенно вел машину к цели.

Причал находился за городом, довольно далеко, и подъезд к нему был неочевиден. В этот раз мы убедились, что почти ничего не изменилось. Однако мы решили этот квест, и за десять минут до назначенного времени стояли у будки. Вот только почему-то там никого не было кроме нас, и я побежала искать кого-то, кто бы сказал нам в чем дело. На мое счастье, быстро нашелся работник порта, который вежливо объяснил мне, что уже несколько лет паромы отправляются с другого причала, и нам нужно ехать обратно в город, 10 километров. Причем выяснилось, что адрес был написан на билетах, но я его не прочла, так как мы уже вроде знали куда ехать.

Следующий квест был найти нужный причал, при том что время уже начало поджимать. В общем мы его нашли, хотя и не сразу, и когда нам выдавали талончики на погрузку, кассирша опять же вежливо и с улыбкой уведомила нас, что вообще-то погрузка легковушек уже закончена, и приедь мы на 10 минут позже, мы уже и вовсе не попали бы на паром. Еще пара волнующих минут уворачивания от загружающихся на паром фур, и вот мы наконец на борту, можно выдохнуть.

Надо сказать, этот паром компании DFDS служит в основном для перевозки грузов прямо на фурах, легковушек там было штук пять-семь всего, так что и вся обстановка там рассчитана на дальнобойщиков. Общие каюты, простая но сытная еда, минимум развлечений на 15 часов перегона. Хорошо то, что эти пятнадцать часов приходятся в основном на ночь. Так что мы прогулялись по парому, выпили по чашечке кофе, убедились что в магазине покупать совершенно нечего, и легли спать.

Глава пятая. Копенгаген

Третий день нашего путешествия пришелся на понедельник. Погода нам благоприятствовала, небольшая облачность утром еще наблюдалась, пока мы с палубы высматривали землю, но когда мы оказались на берегу, солнышко уже разогнало тучи, и впереди лежала солнечная Швеция.

Однако у нас не было планов задерживаться там, поэтому мы проехали ее насквозь с остановкой только на ланч, который случился в Pizza Hut, которая у нас когда-то считалась самой лучшей, и куда подевалась – неизвестно, а пицца у них до сих пор замечательная. Причем там, где мы ели, был шведский стол (а что ж еще!), и можно было за 9 евро съесть столько пиццы и салатов, сколько ты в состоянии уместить в свой желудок. Но мы не поддались соблазну, съели только то, что организм реально требовал, и поехали дальше.

Мост в Данию оказался платным, что было для нас не особо приятным сюрпризом, так как цена в 52 евро не относилась к тем расходам, которые мы планировали. Но куда ж деваться, мост должен окупаться. Таким образом, мы незаметно покинули одну скандинавскую страну и оказались в другой. Кемпинг мы приглядели, еще когда обедали, и ехали уже целенаправленно. Кемпинг Charlottenlund заслуживает особого описания, в  отличие от остальных кемпингов, где мы останавливались. автопутешествия по Европе

Он расположен на самом берегу Балтийского моря, в зоне отдыха, которую сделали в этом месте после того, как оттуда убрали последние укрепления, развернутые датчанами сначала в девятнадцатом веке по длинной береговой полосе, а затем укрепленные во время второй мировой войны, но так и не послужившие делу. Однако война показала, что укрепления безнадежно устарели, и их стали постепенно демонтировать. Долгий процесс завершился в начале 21 века, и вся полоса превратилась в зону отдыха, пикников, любителей зимнего плавания и спортсменов-бегунов.

Кемпинг же расположен на месте бывшего форта, от которого осталось здание бывших казарм, ныне используемое как столовая и душевые, а также три сета старых пушек по-прежнему грозно глядят в море из-за своих редутов. По утрам в море купаются пожилые пары, а по дорожке вдоль него быстрым шагом ходят или бегают любители сухопутных видов спорта. Я тоже искупалась, и удивилась тому, что вода довольно теплая.

Мы разбили палатку, приготовили все ко сну, и поехали в город, то бишь в Копенгаген. От кемпинга недалеко находится станция S-трейна, от которой на поезде до центра минут пятнадцать. Вот только поезда ходят раз в полчаса, и мы опоздали на первый подошедший, так как два урода проводили проверку билетного аппарата, единственного на станции, и даже когда они уже закончили, и поезд подошел, они не торопились, хотя видели, что мы спешим, и мы просто не успели купить билеты. В любой стране найдутся такие, да и бог с ними.

Так что в город мы попали уже около восьми вечера и успели только погулять по улицам, полюбоваться на старинные здания, ощутить атмосферу и подивиться количеству велосипедистов разных возрастов и мастей, которые в весьма резвом темпе сновали по специальным дорожкам. На велосипедах перевозят там абсолютно все – покупки, детей, собак. Удивительно как они не сталкиваются на перекрестках. Приключение ждало нас на обратном пути: мы купили билеты обратно и стали искать свой поезд. К своему удивлению мы никак не могли найти его нигде. Выбрав из пяти платформ ту, на которой мы нашли схему с нужной нам станцией, мы стали спрашивать у народа как нам до нее добраться.

Приятно, что в Дании такие отзывчивые люди, потому что без них мы наверно вынуждены были бы ночевать в городе. Оказалось, что в Копенгагене очень странная и развесистая схема движения поездов. Она учитывает ночи с выходные дни и что-то там еще. В результате схем движения не одна, а три. На самом деле эти схемы висят во всех вагонах и на платформах, однако выяснилось опять же, что даже пытаясь найти дорогу по этой схеме, мы бы не преуспели, так как судя по ней, мы должны были увидеть наш поезд там, где ожидали, однако в реальности поезда почему-то ходили по схеме выходного дня, хотя был уже вторник.

Нас быстро запихнули в вагон подошедшего поезда, и с остальным мы разбирались уже на ходу. Один мужчина полез в интернет, пока мы обсуждали нашу проблему в девушкой и еще одним доброжелателем, который за три минуты дал три противоположных совета, и теперь клялся, что последний стопроцентно правильный. Мужчина поднял голову от телефона и сказал, что нашел. Он подвел меня к схеме и показал как нам ехать. Все было очень просто – на одной из промежуточных станций мы просто должны были перейти на другую платформу.автопутешествия по Европе Но мы и там бы не сообразили, если бы девушка не вышла с нами и не показала  нам пальцем. Слава богу на этом приключение кончилось. По дороге мы еще успели выслушать рассказ беженца из Калининграда, пожилого мужчины, русского, который вынужден жить в трущобах со всякими латиносами, дожидаясь пока подвернется работа. Но и на родине ему делать нечего, в его возрасте там он и вовсе ничего не найдет, а жить на копейки не согласен. Ужас какой-то.

Мы вернулись в лагерь затемно, но заблудиться там было негде, так что через парк с огромными вековыми деревьями мы легко нашли дорогу. Решено было провести в Копенгагене еще один день. На следующее утро мы опять отправились в город сразу после завтрака знакомой уже дорогой.

Объектами нашего интереса были Круглая Башня и Королевский дворец. Дух Андерсена следовал за нами по всему городу. Круглая Башня была когда-то обсерваторией в составе университета, и примечательна еще тем, что внутри у нее не ступеньки, а пологий винтовой подъем такой ширины, что по нему могут подниматься не только всадники, но и кареты. Говорят, что туда поднимался и Петр I с женой, которая ехали позади его лошади на карете.

На самом верху есть смотровая площадка, ради которой туда и поднимаются, с нее открывается вид на город. Чуть ниже датчане с гордостью демонстрируют древний туалет неподалеку от входа в библиотеку, которая находится в примыкающем здании, но вход в нее есть и из башни. Утверждается, что Андресен тоже посещал это заведение. Еще там есть карта зведного неба, она якобы движется и отображает реальное положение звезд на небе.

Сейчас карта гелиоцентрическая, а раньше висела другая, составленная знаменитым безносым буяном Тихо Браге, и она была геоцентрическая. Думаю, зря они ее поменяли, было бы прикольнее. Побывав на Круглой Башне, мы отправились знакомиться с датской королевой. Ее в городе не оказалось, так что мы просто осмотрели дворец. Мы поделились по интересам: Вовка пошел  смотреть конюшни, а я парадные залы. автопутешествия по ЕвропеКонюшни Вовке не понравились, так как лошадей там оказалось очень мало, и ничего особо интересного. Залы дворца я поснимала на видео, там все более-менее как и в других дворцах, за исключением одного зала, где развешаны весьма современные гобелены. Поход получился познавательный, да еще по дороге мы осмотрели несколько старинный церквей, правда все они оказались закрыты. автопутешествия по ЕвропеНа улицах города кипит жизнь, играют  уличные музыканты, ходят толпы народа, открыты рестораны, в одном из которых мы и поели, в общем типичная столица. В парк Тиволи мы не пошли, хотя четыре раза проходили мимо, потому как он расположен совсем рядом с центральной станцией трейна. Это просто огромный парк аттракционов, пусть он и один из самых старых в мире.

Подытоживая потом свои впечатления, мы постановили, что Копенгаген, как и любая столица, довольно безлик, и особого впечатления на нас не произвел. Но мы вернулись не поздно, и еще успели прогуляться вдоль берега, вот это было классно. Огромные поля с урнами и местами для переносных мангалов, стриженая травка и дорожки для бега, песчаный пляж на много километров, чистый и ухоженный – все это вызывает желание пожить там годик-другой.

Глава шестая. Германия номер раз — Гамбург

Нашей целью после Копенгагена был Амстердам, но поскольку добраться туда за один перегон было напряжно, все-таки 800 километров, а мы все равно планировали посмотреть что-то в Германии, мы решили остановиться в Гамбурге на ночь. Но прежде чем выехать из Дании окончательно, очень хотелось посмотреть еще какую-нибудь деревеньку. Мы наугад сделали остановку, даже не помню как называлось местечко.

Припарковались возле какого-то парка и вышли осмотреться. Сидевший неподалеку рабочий с недоумением рассматривал наклейку RUS на нашей машине и не удержавшись, спросил – вы действительно из России? Получив утвердительный ответ, он удивленно замолчал. Ну а мы решили посмотреть парк, в который вела открытая калитка, не забыв спросить у рабочего, можно ли туда. Он утвердительно кивнул, и мы зашли. Парк являл собой чудо садоводческого мастерства. Все кустики были подстрижены, деревья выровнены, кругом посажены цветочки, дорожки посыпаны свежим мелким гравием. Удивляло только одно – он весь был как бы расчерчен на правильные квадратики. Приглядевшись, мы обалдели: это было кладбище.

Просто могильные плиты не очень большого размера, и как правило, поставленные наклонно, не очень бросались в глаза. Фотографировать там нам было неловко, и мы быстро оттуда ушли. Вовка произнес фразу, которую теперь часто будет повторять: если тут так хорошо живут мертвые, как же тут живут живые? Мы успели заметить, что многие могилы довольно древние, начала прошлого века, так что если потомки еще и остались в живых, у них наверняка таких могил уже около сотни, ухаживать нереально, так что еще какое-то время по дороге мы обсуждали, кто же содержит это все в таком идеальном порядке, тем более явно прослеживается одна рука – какая-то фирма? Ответа на этот вопрос у нас не было, и задать его тоже было некому, да и неудобно.

Преодолев паромную переправу до Германии, мы очутились в другой стране, но в похожей обстановке. Оставшийся путь до Гамбурга прошел в обсуждении вариантов ночлега. Конечно, мы не собирались ночевать в самом городе, рядом где-нибудь, где найдется кемпинг. Кемпинг нашелся в Вездене, куда мы и прибыли достаточно рано, чтобы успеть разглядеть обстановку. Как и в Дании (и забегая вперед – во всех кемпингах Голландии тоже), этот кемпинг был полон передвижными домиками, треллерами, и машинами с прицепом. Разница была в том, что он стоял на берегу Эльбы, и располагал бухточкой, в которой стояло на приколе два десятка катеров. Из этого мы заключили, что тут собираются любители водных прогулок. автопутешествия по Европе

Но нам все это было ни к чему, разве что на следующее утро я купалась в Эльбе, чтобы отметиться. Надо сказать, пару неприятных минут все-таки испытала, так как течение оказалось сильным, и меня чуть не отнесло. Но вернемся к Гамбургу. Станция трейна оказалась недалеко только если ехать на машине, и мы поехали, предварительно подготовившись к ночи, как обычно. Станцию оказалось найти не так просто, навигатор наш плутал почем зря.

Пришлось спрашивать. Нам попались русские рабочие, давно осевшие в Германии, подсказали короткую дорогу. Поскольку было уже поздновато, мы не озаботились тем, чтобы внимательно запомнить место, за что потом чуть не поплатились. Ну а пока мы благополучно вышли на платформу, купили билеты, и через двадцать минут были уже на центральном вокзале Гамбурга. Ну, скажу вам, вокзал в Лейпциге, когда-то одном из ключевых торговых городов Германии, поразил меня своими размерами, но вокзал в Гамбурге вдвое больше. Даже Берлинский, мне кажется, не такой большой. По крайней мере по пассажиропотоку вокзал Гамбурга самый большой в Германии. Но поскольку было уже совсем поздно, речь не шла об осмотре достопримечательностей, нам бы хотя бы чуть-чуть по городу прогуляться. Ну мы и прогулялись. Для прогулки выбрали самый веселый район Гамбурга – Reeperbahn. автопутешествия по Европе

Жизнь кипит там ключом, магазины определенного толка, бары, парочка театров – все открыто и полно людей. Мы прошлись по нему, проехав от вокзала на метро несколько остановок, и вернулись обратно к вокзалу, а поскольку до поезда оставалось еще с полчаса, погуляли еще вокруг вокзала.

Ну что сказать – город произвел на нас странное впечатление, что видимо и должно было случиться, поскольку мы выбрали для осмотра вовсе не церкви и время прогулки было не утреннее. Посему он так и останется у нас в памяти как шумный, грязный, многонациональный и слегка не в себе. Мы пошли на свою платформу загодя, поезд там уже стоял, но не наш, однако мы не волновались, зная, что в Германии транспорт работает как часы. Однако мы не учли местные особенности, и снова попались.

Оказалось, что на таком огромном вокзале и платформы настолько длинные, что умещают по два поезда, и когда мы спохватились, что до отхода поезда уже минута, а его вроде еще нет, и пошли узнавать в будку у дежурных в чем дело, на нас посмотрели даже без удивления и показали нам рукой, что наш поезд стоит впереди того, около которого мы ждали, а мы его просто не увидели, так как эта самая будка его и заслоняла.

Однако мы успели только добежать, а сесть в него уже не успели, ушел, и нам пришлось еще час дожидаться следующего, последнего в этот день, так что мы успели еще и местную вокзальную кухню оценить. Она оказалась вполне на уровне. Но наш ждало впереди еще два квеста. Приехав на нужную станцию, мы пошли искать свою машину, которую оставили неподалеку, но стали плутать, и был момент, когда мы уже потеряли надежду найти ее, и решили было вернуться на платформу, с которой уезжали, чтобы пройти ровно тем путем, которым шли к платформе.

Дело в том, что платформы на этой станции расположены со сдвигом относительно друг друга, и довольно большим, так что потеряться в темноте вполне реально. Но мы все-таки вышли на верную тропинку, и уже выдохнули, когда сели в машину, как выяснилось, что Вовка не помнит точно куда ехать, и в навигаторе маршрут не сохранился. В общем лохи мы оказались. Но мы преодолели и этот квест, и примерно в половине первого ночи уже мирно спали в родной палатке.

Глава седьмая. Германия номер два – Бремен и Ольденбург

Не спеша позавтракав, мы собрали свои пожитки и рванули дальше. Проконсультировавшись с путеводителем, я решила, что неплохо будет побродить по Бремену, что мы и сделали.

Бремен встретил нас гостеприимно. Оставив машину, как обычно, на стоянке недалеко от центра, мы пошли бродить пешком. Город сразу показался нам очень домашним и уютным, несмотря на то, что он не такого уж маленького размера, и главные здания имеют весьма внушительные формы. Мы зашли в ратушу, в главную церковь, полюбовались на строгие готические формы еще нескольких старых церквей, пофотографировали на главной площади, ну и конечно подержали за нос осла в знаковой пирамиде бронзовых бременских музыкантов.

Потом мы посетили местный музейчик изобразительных искусств, Kunsthalle, там собраны как полотна старых голландцев, так и несколько известных немцев. Музей не особенно большой, но интересный. При нас почему-то именно там испытывали какого-то робота в виде обезьяны, и какие-то японцы снимали на смартфоны это действо. Это добавило остроты осмотру. По выходе мы поняли что проголодались, ну и конечно поесть мы решили в культовом месте – в подвале ратуши, где раньше кормили бедных. Обед оказался вполне на уровне. автопутешествия по ЕвропеНесмотря на дождик, который начался, пока мы  осматривали картины, впечатление сложилось в целом очень радужное, и мы дружно решили, что не отказались бы посетить его еще раз. С этим мы и поехали дальше.

Времени, чтобы успеть добраться до Амстердама засветло, у нас оставалось еще много, а немецкие дороги по большей части не имеют ограничения по скорости, так что мы решили заехать по дороге еще в один городок, Ольденбург, который значился в описании путеводителя как интересный, и там должна была быть работающая мельница. Однако мельница оказалась закрыта, местная церковь не отличалась от множества других, та же краснокирпичная готика, ну а чего-то другого мы не увидели, наверно стоило получше подготовиться.

В общем мы провели там около часа, пытаясь ощутить атмосферу города, примерно поняли, купили там три декоративных тыквы на местном рыночке, и двинулись дальше. Вечером мы уже раскладывали палатку в кемпинге с названием Gaasper совсем рядом со станцией метро, расположенной на ветке, ведущей в самый центр города, и к семи вечера мы уже гуляли по Амстердаму.

Глава восьмая. Амстердам

Амстердам воспет таким множеством людей за последние несколько веков, что наверно нет смысла распространяться о том, как он сказочен и неповторим. Каждый домик хочется разглядывать подолгу, и сколько ни смотришь, находишь новые подробности. Поражает еще то, какие огромные пространства порой могут скрываться за узенькими фасадами.

Но в тот день мы успели только поглазеть на здания, посетить район красных фонарей и посидеть в стриптиз баре, где нам посчастливилось случайно познакомиться с русскоязычной стриптизершей, которая проболтала с нами полчаса, не меньше, и мы очень много узнали о том, как смотрят на это изнутри те люди, которые там работают. Это было весьма познавательно. Но в целом ходить туда со своим самоваром выглядит по меньшей мере странно.

День выдался прямо-таки очень насыщенный, скажем прямо, и завершился он косячком, который, как ни обидно, не дал никакого эффекта, так что бегемотиков мы не увидели.

автопутешествия по Европе

На следующий день мы опять отправились в город. Целью нашего визита были на этот раз в основном музеи. Первый музей, куда мы направились — это, конечно же, Rijksmuseum, королевский музей. Это обязательное для посещения место, пропустить просто нельзя. Два часа, потраченные на осмотр, возможно и не дадут полного представления о культуре и жизни страны, но дадут весьма полное ощущение того, что ты понимаешь, как происходило ее становление. И самое смешное – ты окажешься неправ. Потому что на самом деле, как выясняется, коньком голландцев являются технологии. Как по мне, так Америке до них как до луны.

Но об этом позже. Пока же мы до посинения бродили по Амстердаму, и каждый домик хотелось разглядывать бесконечно, все они неповторимы и уникальны. Можно было проехаться по каналам на катерочке, но мы предпочли пешую прогулку. Несколько сюрпризов ждало нас на пути. В монастыре Бергхоф был концерт а церквушке, которую обычно не показывают посетителям, и еще одно выступление мы услышали в неожиданно большом амфитеатре концертного зала при церкви за стандартным узеньким фасадом в три окошка.

День закончился осмотром музея-квартиры Рембрандта. При осмотре этого музея начинаешь как-то совсем по-другому относиться к великому художнику, осознавая, что при жизни он не был настолько востребован и богат, как нам представляется, и картины продавать приходилось, прибегая к различным приемам. От этого осознания он не кажется менее великим, но становится более близким, что ли. Вернувшись в наш лагерь, мы еще успели выпить чаю, прежде чем отойти ко сну, и обсудить увиденное. Посещение столицы на этом было решено завершить и двигаться дальше.

Глава девятая. Малые города южной Голландии

автопутешествия по Европе

Не имея четкого плана на дальнейшее, мы какое-то время пребывали в нерешительности. С одной стороны хотелось посмотреть на грандиозную дамбу, которую построили на севере, и прокатиться по побережью, осматривая знаменитые порты Голландии. С другой стороны — в этом случае мы отклонялись от направления на юг и рисковали не успеть вернуться домой к сроку. В конце концов решили все-таки продвигаться на юго-восток. Проконсультировались с путеводителем. Он подсказал нам, что ближайший город, где стоит побывать – это Амерсфорт. Туда мы и направили наши стопы.

Амерсфорт оказался удивительным. Мы оставили машину неподалеку от старых ворот в город, и думали, что это и есть те самые, которые упоминаются в путеводителе, правда на деле они оказались немного меньше, чем на фотке. Но мы ошиблись! Пройдя до центра и попав в информационное бюро, мы выяснили, что те самые ворота находятся как раз на противоположном конце города, и мы пошли туда, руководствуясь картой, которую нам дали, благо старый центр, как и во всех городах, абсолютно несложно обойти ногами за пару часов.

Путь наш пролегал вдоль главного кольцевого канала, опоясывающего весь старинный центр, и мы не могли оторвать глаз от садиков и площадок на противоположной стороне канала, выходящих прямо на воду, и удержаться от зависти к людям, которые имеют возможность вот так жить. Мы дружно постановили, что если у людей есть такая возможность, то они никогда не будут рваться уехать жить куда-то еще. Тем более день был солнечный, и садики на берегу выглядели идиллически. Но мы-таки дошли до нужных ворот, и убедились, что не зря потратили время.

Старые ворота были прямо на канале, подъемный механизм оказался в рабочем состоянии, и кажется мы как раз попали туда в день открытия отреставрированного механизма, потому что народ пускали вовнутрь посмотреть, и вокруг толпились люди в национальных одеждах и башмаках с пряжками. Стало понятно, что главный въезд в город происходил с воды. От ворот шел парадный канал, который вливался в кольцевой. Мы подивились на мастерство, с которым все это было сделано, и прошлись по набережной, которая, согласно голландской традиции, не была обрамлена парапетом, и в воду запросто можно было бы прыгнуть прямо с мостовой. И как они не боятся, что туда могут упасть какие-нибудь расшалившиеся дети?

Удивительно. Мы не пошли в местный музей, хотя может и стоило, но на обратном к машине пути еще немного задержались на главной площади, где уже закипала жизнь – открывались кафешки, расставляли свои столы уличные торговцы. На месте бывшей громадной церкви осталась только громадная колокольня. Взрывом порохового склада в подвале в 18 веке церковь была разрушена так основательно, что видимо восстанавливать ее смысла не было, но и место, где она была, застраивать не стали, и на камнях остался легко угадываемый абрис церкви, подчеркнутый камнями другого цвета, так что что легко можно представить себе, где были колонны, нефы, и какого все это было размера.

Вернувшись к тем воротам, от которых мы ушли, мы еще прогулялись вдоль старой городской стены 13 века постройки, она состоит из зданий, которые ранее, как очевидно, служили складами, но все отреставрировано и сейчас используется как для жилья, так и для различных офисов. Городок настолько пришелся нам по душе, что мы никак не могли заставить себя уехать. Но в конце концов все-таки решились, и двинулись дальше.

автопутешествия по Европе

Следующим пунктом нашего маршрута была деревня мельниц, Киндердейк, до которой было не так уж далеко, но нам пришлось преодолеть часть пути на пароме, в компании с престарелыми байкерами. По дороге к этому удивительному месту мы углядели причудливую церковь, и не смогли устоять, чтобы не заглянуть в нее, хотя для этого нам пришлось развернуться, так как она стояла на другой стороне дороги.

Церковь оказалась открыта, и нас встретил сам прист. Он оказался маленьким человечком в гражданском, если можно так выразиться, костюме. На редкость улыбчивый и приветливый, он рассказал нам, что церковь 1935 года постройки, он работает в ней уже давно, после того как вернулся из Африки, где был миссионером (вот уже не думали, что они еще встречаются!), и завтра прихожане будут праздновать 50-летие его священнической деятельности. Он дал нам пригласительные билеты, и был огорчен, что мы не сможем прийти. Написав в его книге отзывов хвалебную речь по-русски, мы распрощались, но память о гостеприимном голландце будет жить в наших сердцах.

Мы добрались до Киндердейка уже около шести часов вечера. Удивительно для чего только голландцы не использовали мельницы. В данном случае мельницы использовались для перекачки воды из внутренних областей в реку. Целых 19 мельниц, построенных на двух каналах, были смонтированы в 18 веке, и сохраняются в своем виде поныне. Некоторые их них до сих пор действуют, хотя воду теперь перекачивают специальной станцией с механизмами в виде винтов Архимеда, которая тоже уже стала почти раритетом. Название, которое может показаться странным, и правда имеет отношение к ребенку – он был найден плывущим в колыбели после одного из наводнений.

На этом наши дневные труды можно было считать законченными, и мы решили поискать ночлег. Продолжая двигаться на юго-восток, мы нашли по навигатору ближайший кемпинг, и наудачу рванули к нему. Уже темнело, и пора было где-то разбить лагерь, иначе мы рисковали заночевать в поле. Мы, конечно, и так здорово рисковали, так как по-хорошему время дежурства на ресепшене любого кемпинга уже закончилось.

Но видимо бог нас хранил, мы доехали до нашей цели уже затемно, но хозяин еще сидел в своем баре с друзьями, так что мы постучались, и он вышел, немного удивленный нежданными гостями, но однако место для палатки у него нашлось, и мы обрели ночлег. Эта ночевка обошлась нам всего в 10 евро, хотя душ и туалет были в нашем распоряжении без дополнительной оплаты. Заплатить пришлось бы только за стирку, если бы мы решили воспользоваться стиральной машиной. Единственное, что немного огорчало – это близость дороги. Хотя дорога была поселковая, она находилась прямо за кустами, ограждавшими поляну для гостей, и любую машину было слышно, а они нет-нет, да проезжали даже в такое позднее время. Но вопреки ожиданиям это не помешало нам нормально выспаться.

Далее был Дордрехт. Этот город запомнился нам в основном тем, что там мы наконец решили купить местную карточку, устав от того, что устаревшие офф-лайн карты нас подводят. Мы бы купили ее раньше, но пока худо-бедно карты нас устраивали, а симка нужна была такая, чтобы работала по всей Европе, причем именно интернет. Оказалось, что такую можно в любом офисе найти, причем бесплатно. Знать бы раньше! Проблемы у нас начались, когда мы стали класть на нее деньги. Нам сказали, что это можно сделать в любом супермаркете, и тут начались наши круги по городу. В супермаркете нам сказали, что нужно ехать в Медиамаркт, и мы поехали. На наше счастье магазин был еще открыт.

Деньги мы положили на кассе довольно быстро, и уже предвкушали привычно-интернетную жизнь, но оказалось, что интернет ни фига не работает. Точки доступа сами не настраиваются, и присланные оператором Lycamobile настройки не запоминаются. Пришлось идти обратно в магазин и просить помощи. Тут мы опять столкнулись с терпением и гостеприимством голландцев.

Девушка в отделе мобильников, к которой меня отвел мальчик, у которого я попросила помощи, возилась с моим телефоном минут 15, проверяя данные по интернету, но в конце концов все-таки настроила мне APN. Тем, кто будет пользоваться этой возможностью, совет – прочтите внимательно все, что касается Lycamobile, прежде чем решите ее использовать.

У этого оператора есть свои сети по всей Европе, кроме нескольких стран. Например, в Польше нету. Но есть договоренности с некоторыми операторами по обмену данными, так что симка будет работать и с другой сетью, но нужно знать с какой. Мы успешно использовали ее не только в Голландии, но и в Германии. Побродив по городу, мы решили перекусить, и выбрали для этого важного момента что ни на есть важное место – кафешку у ратуши.

Столики на улице вполне подходили для наших целей, мы устроились и в ожидании еды глазели на простирающийся за дорогой канал и уходящие в него домики старинной архитектуры. Немного правее стоял памятник двум каким-то видным мужчинам с длинными волосами и в камзолах. Памятник привлек мое внимание, что-то в нем было. Однако в путеводителе никакой информации не нашлось. Я и забыла про него, пока не стала писать отчет, и все-таки решила найти информацию по нему.

Через отзывы в TripAdvisor я вышла на фамилии мужичков, а по ним и на описание судьбы несчастных. Прочитанное повергло меня в ужас, и я поняла, почему путеводитель опустил такую жуткую историю. Оказалось, что это братья Витт, Корнелиус и Йохан, которых народ растерзал и съел(!!!) в 1592 году, черном году для Нидерландов. Один из них был парламентарием, второй – генералиссимусом, и оба очень много сделали для страны, но козни Вильгельма Оранского, будущего английского короля, привели к такому исходу их жизней. Мы знаем, что история полна мрачных страниц, но такого, ей-богу, я еще ни разу не встречала.

По выезде из Дордрехта мы настроили навигатор так, чтобы не ездить по автомагистралям. Надо сказать, дороги в Голландии преотменные, сделаны с умом и пониманием, и так хорошо охватывают всю страну, что добраться из одного места в другое можно ну просто очень быстро. Но нам хотелось повидать сельскую Голландию, а не мчаться из одного города в другой. И вот мы едем по небольшой дороге, соединяющей два города, и по обе стороны от нас тянутся ряды частных домов, как мы думаем, не самых бедных граждан. Дух захватывает от их разнообразия и архитектуры.

Один мы даже сфотографировали, не удержались. Мы уже знали, что в Голландии получил широкое распространение архитектурный стиль, направленный на обустройство жилья для жизни, при максимально простом архитектурном решении наружной стороны. Но голландцы есть голландцы. Они не смогли полностью отказаться от искусства строить красиво, и не могут делать каменные коробки. Дома все равно должны быть красивыми!

Мы приехали в Хертогенбос, родину Босха. Вот тут мы впервые решили все сделать по правилам. Немного погуляв по городу, осмотревосновные достопримечательности, сфотографировав памятник Босху, мы зашли в информационное бюро, чтобы посоветоваться, где лучше остановиться и обеспечить себе ночлег заранее.

автопутешествия по Европе

К нашему удивлению, работник бюро не смог нам в этом помочь. Он дал нам карту, где были обозначены основные достопримечательности, но за списком кемпингов послал нас в офис ANWB, это организация, которая занимается в Голландии всеми вопросами, связанными с туризмом. В том числе курирует кемпинги.

Офис находился неподалеку, но работники офиса были удивлены не меньше нас, узнав, что нас направили к ним из информационного бюро. Однако нужный справочник все-таки нашелся, хотя он был не бесплатным. Мы решили купить его, хотя он и был на голландском, потому что уж больно информативным он оказался. Вся информация о кемпингах была вгруппирована по регионам и снабжена пиктограммами, понятными интуитивно, но на всякий случай расшифровку можно было найти в начале справочника. Прилагался также адрес и телефон. Не жалко было почти 9 евро за такую инфу. Мы сразу же и воспользовались.

Найдя в справочнике кемпинг, который устраивал нас по расположению, и к тому же располагал возможностью порыбачить, судя по пиктограммам, мы позвонили туда и договорились, что приедем к 8 вечера, чтобы нас ждали. После этого руки у нас оказались развязаны, и мы двинулись гулять дальше. Откушав на площади неподалеку от памятника Босху рыбы, приготовленной прямо при нас, мы пошли искать место, откуда можно было сесть на прогулочный катер, который катал по каналам, проходящим в том числе под домами. Но мы сделали ошибку, решив, что карта приведет нас к нужному месту.

Мы кружили по городу не меньше получаса, пока сдались и включили навигатор. Так что когда мы наконец подошли к причалу, оказалось, что следующий катер будет только через полчаса, и почти час нужно будет провести на его борту. Мы уже не успевали ни проехаться на катере, ни осмотреть церковь, единственное место в городе, где можно было увидеть картины знаменитого художника, подарившего городу свою славу. Так что мы вернулись к машине, попрощались с городом, и направились в сторону нашей ночевки.

Немного поплутав из-за ремонта дороги, мы все-таки прибыли в кемпинг вовремя, нас встретила радостная хозяйка, мы вписали свои данные в ее амбарную книгу, и она пошла показывать нам наше место, по дороге поделившись с нами краткой историей лагеря. Оказалось, что раньше хозяева держали ферму, свиней и кур, а теперь вот сменили бизнес и держат мини-кемпинг. Я не преминула спросить, чем же ферма провинилась, на что хозяйка честно ответила, что ферма не давала дохода, несмотря на то, что пахать приходилось целыми днями. Возразить было нечего. Однако с рыбалкой нас обманули. Хотя на территории кемпинга и было два водоема, но бОльший имел примерно четыре метра в диаметре, и даже если там водилась рыба, ловить ее там было смешно. П

ришлось смириться. Однако место было тем не менее прекрасное, и именно там я наконец решила постирать наши вещички. Надо сказать, что и в этом кемпинге 95% гостей были пенсионеры на трейлерах. И вообще палатки в Голландии мы видели только в одном кемпинге, около Амстердама, и то, кажется, это были палатки в дополнение к трейлеру, а не вместо него. А так и в Германии, и в Голландии подавляющая часть посетителей подобных заведений – пенсионеры, которые проводят там, похоже, чуть ли не все лето.

Утром следующего дня мы с грустью планировали наконец покинуть гостеприимную Голландию и пуститься в обратный путь, но еще один город по дороге все же следовало осмотреть – Маастрихт. Но прежде чем мы двинулись на юг, мы заехали еще в небольшой местный музейчик старинной техники, рекламка которого была обнаружена на стенде кемпинга. Я сейчас уже не вспомню название местечка (все-таки нужно записывать сразу!), однако музей произвел на нас впечатление.

Похоже там собрали всю старинную технику и инструменты, которые только нашлись во всей округе. Причем из самых разных областей ремесла – там и станки обувщиков, и прессы, и разные приспособления для обмолачивания разных круп и обработки табака, стены увешаны просто сплошь разными ручными инструментами.

Из всего этого невольно делаешь вывод, что уже в те времена, когда Голландия была только на пути к прогрессу, даже в глухих деревнях люди стремились применять новейшие технологии, что и обеспечивало им львиную долю успеха. Кроме того, там еще разбит сад с плодовыми деревьями, и есть отдельное помещение с набором игр прошлых веков, а также несколько игр для улицы, в которые с удовольствием пробуют играть посетители, которых оказалось не так мало как мы ожидали.

Все еще под впечатлением от увиденного мы ехали в Маастрихт, обсуждая по дороге наши впечатления. Маастрихт поразил нас довольно хорошо сохранившимися крепостными стенами, а также базиликой Девы Марии, прилегающей к церкви, от которой сохранилась стена 11 века постройки, что заметно отличает ее от остальных церквей как этого города, так и виденных нами в других городах. Она гораздо больше напоминает крепостную стену, нежели церковную.

Что касается базилики – там мы нашли статую, которую благоговейные прихожане почитают как верховное божество. Надо сказать, что чем дальше на юг, тем сильнее видно влияние католичества в церковных сооружениях. Мы прогулялись не спеша по старинным улочкам, посмотрели с обеих сторон на единственные оставшиеся в живых старинные ворота, прошлись по берегу реки, через которую ведет старинный мост постройки 12 века, и стали свидетелями того, как необычно этот мост поднимается. Видимо в связи с тем, что река стала шире с тех пор как построили город, либо еще по какой-то причине, не упоминаемой нигде, мост был достроен позже современным пролетом, и оказалось, что именно для того, что иметь возможность приподнимать его – именно приподнимать, а не разводить! – чтобы датьвозможность пройти судам.

автопутешествия по Европе

По берегам реки Маас стоит несметное количество яхт, так как она достаточно широка для навигации, и на каждой можно увидеть флаг страны владельца. Мы делали ставки на то, каких флагов окажется больше, но не смогли посчитать.

К сожалению мы были плохо осведомлены о том, что в этом городе просто безумное количество разнообразных памятников архитектуры, которые стоило бы увидеть, и не планировали там задерживаться, посему мы не увидели ни подземных пещер, построенных во времена бесконечных битв с французами, ни великолепных замков, окружающих город. Даже площадь перед церковью святого Сервиция была оцеплена, так как на ней шел какой-то ремонт. Так что в голове прочно засела мысль наведаться туда еще раз.

Ночевали мы в тот день на ферме, давно мечтали. Но как всегда бывает, сбывшаяся мечта не оправдывает ожиданий. Кемпинг при ферме оказался всего лишь весьма узкой полоской земли, условно поделенной на зоны, всего не больше восьми мест для передвижных домиков, а за заборчиком – коровки, чьи голоса и запах мы слышали и обоняли всю ночь.

Однако и это место не было необитаемо. Кроме нас, там уже стояло три машины-домика, и еще одна приехала, пока мы спали. Однако все бытовые условия не вызывали ни малейших нареканий, как и везде в Голландии. Конечно, там тоже не было кухни, как нет ее ни в одном голландском кемпинге, но цена нас устроила вполне, местоположение тоже, а несколько спелых груш невероятного размера, буквально сегодня упавших с ближайшего дерева, послужили нам дополнительным утешением.

Быстро темнело и холодало, но мы успели поставить палатку до того, как начал накрапывать дождик, и сладко уснули. Утром мы выпросили у хозяина поллитра молока, чтобы сварить кашу, странно только, что за молоком он сходил к сыну, который живет в соседнем доме со своей семьей, видимо. Он не отказался от оплаты, ну а мы получили кашку на свежем молоке.

Прогулявшись по ферме, мы отметили, что коровы поделены минимум на три части – старые, молодые, и совсем телята. Хозяйка не без труда сообщила нам по-английски, что у них 150 коров, а на ферме их работает всего три человека – она с мужем, и их сын. Должно быть, работенки им хватает, подумали мы. А сколько народу у нас ухаживает за таким количеством животных?..

Глава десятая. Германия номер три

автопутешествия по Европе Ну вот и настало время поворачивать в сторону дома. Хотя мы и не все успели посмотреть, что стоило бы, впечатлениями мы были наполнены уже по самое нехочу, хотя просто провести пару дней в этой стране мы бы не отказались. Но – пора в путь! По дороге решили посмотреть еще какой-нибудь немецкий городок, чтобы разбавить бесконечное сидение в машине.

Выбор наш пал на небольшой городок по имени Зоест, знаменитый своим зеленым песчаником. И правда, когда мы вышли на площадь, с которой открывался вид на две самые большие церкви, нам первое что бросилось в глаза – это жуткий зеленый цвет построек. Но приглядевшись, мы оценили красоту архитектуры. Камень и вправду был весь зеленого оттенка. Если ходить по городу, то видно, что очень многие фундаменты сделаны из этого же камня, просто поставленные на них дома либо оштукатурены и покрашены, либо просто на старом фундаменте стоит новый дом. Но как и везде в Германии, все домики содержатся просто в идеальном порядке.

Большой пруд посередине городка также отделан зеленым камнем, и мы дошли вдоль зеленой стены до самой старой церкви города, постройки 12 века, необычной формы, тоже зеленой. Удовольствием было даже просто прогуляться по улочкам, полюбоваться на раскрашенные фронтоны старинных домиков, но мы еще усилили это впечатление, пообедав в кафешке на центральной площади. Вердикт – город вполне достоин посещения.

Дальше двинулись уже в Дрезден. Мы заранее позаботились о ночевке в мотеле, потому что знали, что ехать будем долго, и приедем уставшие, ставить палатку уже не захочется, да и вставать нужно будет рано, путь предстоит неблизкий. Отель под Дрезденом мы отыскали по навигатору быстро, хотя перед этим попали в пробку и пришлось объезжать ее по какому-то другому старому городу.

К нашему удивлению асфальтированная дорога вдруг превратилась в мощеную, и мы как по терке ехали по ней довольно долго, пока не увидели буквально замок чуть в стороне, и стало понятно, откуда такая роскошь. К сожалению у нас не было уже времени понять, чей замок, и даже рассмотреть его толком, мы только подъехали и поглядели на него из-за заборчика, так как было уже темно.

Мотель оказался весьма приличным, мы даже не ожидали. Там мы встретили наших соотечественников, молодых ребят, работающих на каникулах, парня из Украины и девушку из Мордовии. Удивившись, что даже тут мы можем встретить своих, мы услышали в ответ, что нечему удивляться, ведь мы же Германию захватили, причем еще в 1945 году. Посмеявшись с ними и получив пару дельных советов по поводу завтрака, мы отправились на покой.

Глава одиннадцатая. Польша

Если бы была возможность не ездить через Польшу, мы бы уже давно ее использовали. Именно по этой причине мы выбрали север через Литву. Польша ужасна. Но нам нужно было попасть в деревушку под Брестом, наш следующий пункт назначения, так что выбора у нас не было. Каждый раз, когда мы ездили через Польшу, мы бесились от того, насколько она похожа на бывший Союз, и как там все не по уму, кроме еды и некоторых приграничных мотелей, предназначенных для дальнобойщиков, и наверно поэтому приличных. Была у нас слабая надежда, что они достроили-таки трассу, которая ведет к границе.

Но мало того, что надеждам не суждено было сбыться, мы еще попали в нескончаемую пробку, потому как была пятница, и поляки, не будь дураки, все рванули на свои дачи именно по той дороге, которая ведет к пограничному пункту. Навигатор наш просто из штанов вылезал, пытаясь помочь нам объехать пробки, так что временами нас заносило на какие-то грунтовые дороги, один раз проехали через парк, и еще мимо жилых домов.

Потом мы опять выехали на магистраль, но через пару километров она чудным образом повернула на 180 градусов и вывела нас на старую однополосную дорогу. Мы уже совершенно выбились из сил, плутая под Варшавой битых три часа, и даже совершили непотребство – заехали перекусить в Макдональдс, чего мы уже много лет не делали. Польские макдональдсы, похоже, до сих пор являются чуть ли не главными пунктами питания у народа, так что и на трассе, и около границы эти заведения переполнены посетителями всех возрастов.

Последнее приключение, которое нас ожидало – мы ошиблись пограничным пунктом, и выехали по навигатору к грузовому. Благо мы сразу проехали вперед и остановились, недоумевая, у самого шлагбаума, тут нам стали сигналить, и из ближайшей фуры вылез молодой водитель и объяснил нам, что мы попали не туда, нам нужно вернуться немного и проехать к другому пункту. Хорошо хоть недалеко. И хорошо, что на границе не было пересменка, так что мы прошли ее быстро, и к одиннадцати уже добрались до нашего последнего пункта – местечка Залузье под Брестом. Но об этом следующая глава.

Глава двенадцатая. Залузье

автопутешествия по Европе Заехать в это место мы планировали с самого начала, потому что очень хотели познакомиться с мастером, который делает такие замечательные вещи из дерева и кап. Навела нас на него моя подруга, посетившая это место с сыном. Хозяева, очень интересные и творческие люди, перебравшиеся на родину хозяйки дома после долгих лет, проведенных в Мурманске, и последующих скитаний по стране, продолжают заниматься тем, чем они и занимались многие годы – производством сувениров из дерева.

Тут и картины, и вазы, и резные фигуры, и рыбы, совсем как настоящие, и мебель собственного производства. В общем, огромный ассортимент разнообразных поделок самого высокого качества. Однако поскольку хозяева купили у бывшего совхоза гектар с лишним земли, на которой уже стояло два домика, то один домик был отремонтирован и пущен в обиход как жилье для гостей. В домике находится то, что называется домашний музей – целый ворох разных предметов старины, любовно почищенных и расставленных на полочках и в шкафчиках. Предметы эти – фонари, лампы, утюги, и все прочее, им свозили бабульки со всей округи, когда узнали, что их можно продать. Так многие никому не нужные вещи обрели новый дом.

Вперемежку с ними на стенах можно увидеть (и купить) предметы ремесла хозяев. А сразу за домом начинается сосновый бор, пройдя через который, попадаешь к речке достаточно большой, чтобы там водилась рыба. Короче, волшебное место. Грибы, лесная ежевика – все это в достатке и ни за какими не за заборами. Мы провели там ночь, целый день, и еще ночь, и не скучали ни секунды, даже без достопримечательностей.

Хозяева, очень радушные люди, охотно провели с нами часок за чаем, рассказывая про свое житье-бытье, хотя мы видели, что у них постоянно толкутся какие-то люди, кто по делу, кто проведать. Никого, видимо, не смущало, что дом находится на отшибе, до ближайшего жилья километры. Карта, которая висит у них в коридорчике, дает представление о том, что подобные хозяйства сейчас в Беларуси в моде, называются они почему-то агрофермы, и уже объединены в некий фронт, курируемый какой-то непонятной нам организацией, которая взяла на себя заботу о рекламе и проведении экскурсий по краю с посещением этих хозяйств.

Многие из них предлагают разные развлечения досужим туристам, а именно –прокат велосипедов, байдарок, туристского снаряжения, конные прогулки, трансфер до Бреста. В некоторых хозяйствах, как и в данном, есть домашние музеи или красивые цветники, в общем есть на что посмотреть, и прекрасно отдохнуть. Мы уезжали домой наполненные идеями и хорошим настроением. Отдых удался на славу.

Глава тринадцатая. Эпилог

Не хочется заканчивать повествование 13-й главой, но так уж получилось, слова из песни не выкинешь. Ну а рассказать осталось совсем немного. Нам до дома оставалось всего около 1000 километров, и проехать их нужно было за один день, потому как на следующий день мы уже должны были выходить на работу. Но нам не привыкать, да и трасса эта нам очень хорошо знакома. Мы всегда промахиваем ее за день, хотя и устаем в конце, так как самый неприятный кусок маршрута – это уже когда подъезжаешь близко, но в Подмосковье дороги ужасны, приходится петлять и тормозить, и последние 100 километров тянутся бесконечно.

Правда одно приключение нас все-таки еще ждало. За превышение скорости нас остановили белорусские гаишники, и тут мы прочувствовали на себе, какой порядок навел Батька в стране. Не только ни о каких взятках речь не могла идти, даже в рублях заплатить штраф было нельзя. Ну а поскольку связь с банком из машины что-то не работала, пришлось ехать на гаишной машине немного обратно в шашлычную, чтобы поменять рубли на белорусские зайчики. И то гаишники делали вид, что они тут ни при чем. Денег взяли ровно по квитанции.

Мы потратили на эти разборки, наверно, около часа, но было прикольно. Остаток пути прошел без особых приключений, и дома мы были уже в десять, а обычно приезжали к двенадцати-часу. Так что можно сказать все прошло прекрасно. На этот раз путешествие не оставило ощущения усталости, ни физической ни моральной от переизбытка впечатлений, так что мы смотрим в будущее с надеждой поехать еще куда-нибудь.



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 5 лет

malkinson@mail.ru

Комментарии: 1Публикации: 1Регистрация: 27-11-2018