В конце 1990-х один мой хороший знакомый вместе с молодой женой уехал из Самары на постоянное место жительство в Горный Алтай, село Турочак. Они приобрели там дом с большим огородом, и я решил съездить к ним в гости.

Добирался я поездом Самара-Новосибирск, оттуда — поезд Новосибирск-Барнаул, затем автобус Барнаул — Горно-Алтайск (2 часа), и, наконец, автобус Горно-Алтайск — Турочак (5 часов). Возможно, сейчас есть и более короткие маршруты.

Село Турочак

Панорама Турочака

Скала «Голова кита»

Село Турочак — сравнительно большой населенный пункт, райцентр, с населением около 6 тыс. жителей. Расположен на реке Бия. Поскольку я был здесь впервые, меня поразила местная природа — по сравнению со средневолжской она тут более буйная, дикая, первобытная, что ли. Множество хвойных деревьев разных пород, трава по пояс (особенно это «приятно» утром, когда она вся в росе), обилие камней и валунов, рек и ручьёв с ледяной водой… Для меня это была экзотика. Грибникам здесь рай — всевозможные грибы можно, что называется, косой косить. Известны случаи, когда в голодные 90-е семьи без работы и зарплаты выживали только за счет грибов.

Камень любви

Естественно, Диман хотел показать местные достопримечательности. Среди них — Камень любви, выступающий в Бию каменнный полуостров. Неизвестно, от чего такое романтическое название, а вот купаться там действительно прикольно (если не боишься холодной воды). А для любителей тёплой воды здесь есть река Лебедь, приток Бии, которая отличается от остальных алтайских рек спокойным течением и действительно тёплой водой — она считается самой тёплой рекой на Алтае: обычная температура воды +20 С°, максимальная +28 С°.

Река Лебедь

Село Турочак привлекает «неформалов» всех видов со всей страны. Не удивлюсь, если приезжих здесь окажется не меньше, чем коренных жителей. Здесь есть постоянно действующий художественнный салон с выставками местных и приезжих художников. И ежегодно здесь проводится музыкальный фестиваль «Зелёный рай» — ну, кто бывал на подобных мероприятиях, тот знает: безудержное пьянство и веселье. Есть и другие фестивали — Купальские ночи, Родники Алтая, фестиваль скалолазания и прочие.

Местный иконостас

Салоп

гора Салоп

Ещё Салоп

Самая высокая местная вершина — гора Салоп (1100 м), и всякий, уважающий себя турист, обязан взобраться на эту гору, чтобы обозреть окрестности сверху и снять фото/видео. Особенно радует встретить рассвет на горе Салоп. Именно с этой целью мы с Диманом встали затемно, когда ещё и 4.00 не было, и в темноте попёрлись забираться на гору. Маршрут он хорошо знал, так что обошлось без эксцессов. Но, действительно, утренний туман с вершины Салопа — незабываемое зрелище.

Рассвет на горе Салоп

гора Салоп

Вид с Салопа

На вершине Салопа

Телецкое озеро

И как же, будучи в Турочаке, не посетить знаменитое Телецкое озеро? Оно знаменито уже тем, что это второй, после Байкала, резервуар пресной воды (глубина 323 м). Сюда впадает более 70 рек и ручьев, и вытекает Бия. А уж сколько разных мистических историй связано с этим местом… Сюда есть регулярные автобусные рейсы (в село Артыбаш), расстояние от Турочака — 70 км. Восточный берег озера относится к Алтайскому государственному заповеднику, а вот северная часть сейчас развивается как курортная зона — есть множество турбаз и гостевых коттеджей, предоставляются услуги дайвинга.

Побродив по берегу и искупавшись, мы поставили свои палатки недалеко от гостевого коттеджа, познакомились с их хозяевами, поболтали, выпили. Наутро автобус в Турочак уходил рано, а мы были далеко от автовокзала, так что решили пропустить этот рейс. Мы понадеялись, что нас подбросит любая попутная машина, но не тут то было! Никто не останавливался. То ли местным казались подозрительными два обросших щетиной парня с рюкзаками, то ли они считали нас за профессиональных автостопщиков, которые принципиально не платят денег за подвоз, то ли не знаю что. В результате, часть пути, около 10 км, нас подвёз парень на мотоцикле с коляской, а остальные 60 км мы шкандыбали пешком, любуясь окрестными пейзажами и жалея, что на трассе негде прикупить пива.

Зато, когда к вечеру мы добрались-таки до Турочака, с огудевшими ногами, мы зашли в ближайший магазин и набрали пива, чтобы хорошо расслабиться и отметить эдакий незапланированный «марш-бросок».

Повторяю, это было в конце 90-х, а сейчас, спустя 15 лет, возможно там уже лучше и с подвозом, и со снабжением.

Чем я, гость, в основном там занимался? Конечно, бродил по окрестностям, помогал друзьям по хозяйству — наколоть дров, прополоть грядки, ну и осваивал приготовление еды на обыкновенной печи, которую я впервые увидел. Диман с другими «понаехавшими» образовали некое сообщество туристов. Ежегодно они планируют новый маршрут по Алтаю на неделю-две, но я в очередной поход не попал, поздно приехал.

В общем, на Алтае мне понравилось. Позже я ещё приезжал туда ещё пару раз, но это уже другие истории.