Город Хива… Город известный сейчас и в древности. Он был частью Хорезма — древней страны, которой нет уже. Но есть Узбекистан. Среди многочисленных городов Хорезма лишь Хива выдержала невзгоды истории и природы. В этом регионе случались войны, а полноводная река Амударья, с одной стороны являющаяся источником для жизни, с другой стороны часто становилась причиной разрушений и гибели многих людей. Амударья известна своим непостоянством. Меняя свое русло, река уходила от цветущих земель, а города вскоре превращались в развалины. Но Хива продолжала жить.

город хива

За свою многовековую историю город Хива неоднократно переживал подъемы и упадок в экономике и культуре, попадал в руки иноземных захватчиков, а жители его находились под гнетом правителей, феодальной отсталости и религиозного мракобесия.

По результатам переписи 1924 года в Хиве было чуть больше 400 дворов и 18145 жителей. Город состоял тогда из 5 мелких административно — территориальных единиц, так называемых «мечетей-каумов». Ныне население Хивы существенно увеличилось.

До недавнего времени город Хива оставался лишь центром хлопководческого района. Однако, за последние годы появились два фактора, стимулирующие новый экономический подъем города:

  • во-первых газопровод Бухара — Урал, трасса которого включила в сферу своего снабжения земли Узбекистана;
  • во-вторых, бурное развитие туризма в стране явилось толчком  к  возрождению  города и его  памятников.

Город Хива  представляет  собой единственный  по сохранности и концентрации архитектурных  объектов выдающийся  монумент  средневекового  градостроительства и архитектуры  Средней Азии.

В Хиву  приезжают тысячи людей со всех уголков земли. Хива — город-заповедник, город-музей народного зодчества. Для россиян, как мне кажется, пока очень экзотический туризм. В смысле мало кто сюда едет, свежи в памяти рассказы вынужденных переселенцев о религиозных фанатиках в Центральной Азии, враждебно настроенных к славянам. Но всё проходит…. Осталось наладить регулярные рейсы. город хива

Город Хива. Немного истории

 
Время образования города Хива точно не установлено, его возраст получается не известен.

Дошедшее до нас слово «Хива»  встречается в арабских географических трудах 10-го века как название одного из населенных  пунктов на караванном пути между Гурганчом (ныне Куня Ургенч) и Мервом (ныне Мары), более ранние  сведения о  городе не известны.город хива

Хива расположена на равнине, но на границе с пустыней. Когда-то в древности через эту местность был проведен канал Хейканик из Амударьи, который служил не только для орошения обширной территории, но и для снабжения водой населенных пунктов древнего государства. Вероятно, возникновение канала при наличии подземных вод, от которых питаются колодцы, способствовали возникновению поселения.

Народная легенда связывает основание города со временами пророка Ноя. Легенда говорит, что сын Ноя  Сим приказал вырыть колодец на месте будущего города. И ныне в древней части города, в  Ичан-кале, показывают  глубокий колодец  которому, как утверждают хивинцы, столько  же лет, сколько и городу.

Хива выстояла в веках, но непрерывно существовала на одном месте. Ввиду чего приходилось ломать или реконструировать старые строения, отжившее и ненужное.

Именно поэтому в современной  Хиве большинство  памятников относятся к ХVIII—ХIХ вв. Более ранние памятники единичны, а археология города Хива пока не изучена.

Хива стала столицей государства лишь с 1556 г. при Дустхан ибн-Буджчи. Однако ее интенсивное развитие начинается при Арабмухаммедхане (1602— 1623), когда начали строить монументальные сооружения.

Сокровища архитектуры Хивы — жемчужины Хорезмского оазиса, с каждым годом влекут к себе все больше туристов.

Достопримечательности и архитектурные памятники Хивы

Мавзолей Пахлаван Махмуда

 
Город Хива был родным для Пахлаван Махмуда. А он считался святым покровителем Хивы. Жил на рубеже 13-14 веков. Пахлаван Махмуд перенял от отца профессию скорняка, шил шубы, и по одной из легенд, на месте нынешнего мавзолея, когда–то располагалась его мастерская.город хива

Хивинцы уважали и любили Пахлаван Махмуда. Огромная физическая сила принесла ему славу непобедимого борца в кураш. И по сей день, профессиональные борцы Ирана, перед поединком, обращаются с молитвой к святому Пахлаван Махмуду. Дошли сборники стихов, написанные им, в них он прославлял свободу, справедливость, осмеивал лицемеров и ханжей.

Со временем вокруг захоронения Пахлаван Махмуда вырос некрополь. Здесь стали хоронить хивинских ханов и и их близких родственников. Высокий кирпичный портал открывает вход во двор мавзолея. На старинных резных дверях выведена надпись, которая гласит, что портал построен в 1701 году Шах-Нияз-ханом.

Строительство мавзолея над могилой Пахлаван Махмуда было начато при Мухаммед-Рахим-хане в 1810 году, а завершено в 1835 году, в правление Алла-Кули-хана. Здесь работали прекрасные хивинские мастера Муллааддин Мухаммадмурад, Нурмухаммад Каландар-оглы, Мухаммаднияз Абдалжаббар-оглы и Абдулла Джин.

Над мавзолеем высится высокий яйцевидный купол, прекрасна его внутренняя отделка. На стенах вязью, на фарси, выведены стихи, принадлежащие Пахлаван Махмуду (поэтический псевдоним Пиръервали). Изразцы покрывают все пространство мавзолея, причем сочетание синего фона и белых линий растительного орнамента настолько гармонично, что придает узорам легкость и прозрачность.

Ак-мечеть

 
Ак-мечеть представляет собой типичный образец квартальных мечетей, обычно сооружаемых для  населения небольшого «микрорайона» известного под названием махалля или гузар. Центральное купольное помещение — ха (6,З5х635 м) окружено с трех сторон высокими многоколонными айванами.город хива

Мечеть и минарет Джума

 
Самая крупная мечеть города Хива. Представляет собой обширный крытый двор с 227 деревянными колоннами. Длина двора 55 метров, ширина 43 метра. Известна только дата перестройки мечети в 1789 году, на средства знатного хивинца Абдурахмана Михтара. К этому времени относится и строительство минарета, возле мечети, ничем примечательным не отличающимся.город хива

Деревянные колонны, собранные в мечети, разновременные. Особый интерес представляют 24 колонны, покрытые прекрасной резьбой по дереву, относящиеся к 10-12 вв.

В средневековом мусульманском мире значимость города порой определялась наличием в нем главной, то есть пятничной мечети. Архитектурно-художественное совершенство облика здания всегда было предметом особой заботы градоправителей. Каждый город старался превзойти другие по монументальности своей соборной мечети.

Среди известных  мечетей Средней Азии Джума-мечеть в Хиве отличается традиционностью, даже  архаичностью планировочно-пространственной структуры. В ней сохранились черты соборных мечетей тысячелетней давности. Это многоколонный, крытый плоской кровлей огромный прямоугольный зал (45х55 м), окруженный массивной глухой стеной с тремя входными дверями.

Посередине южной стены размещена михрабная ниша — место, указывающее направление поклонения молящихся. В зале царил полумрак, ибо немногочисленные люки — прорези на крыше совершенно недостаточны для освещения большого пространства.

Главную художественную ценность и примечательность соборной мечети, несомненно, составляют деревянные резные колонны, различные по габаритам, по архитектурной форме, по художественной отделке и по времени изготовления.

Распространено мнение, что неоднородность колонн возникла вследствие использования материалов с разрушенных зданий.город хива

Часть колонн, наиболее ранних по времени, как будто привезена из Древней столицы Хорезма — Кята, погибшей под бушующими волнами Амударьи. Вероятно, имело место и другое: по народной традиции создание культовых зданий являлось богоугодным делом, и каждый верующий считал для себя честью сделать что-либо достойное для строительства мечети.

Строительство мечети

 
Каждый вносил свою лепту: один предлагал рабочую силу, другой приносил строительный материал, а состоятельные могли позволить изготовление и установку за свой счет резной деревянной колонны. В течение столетий многие колонны, в силу естественных причин, приходили в негодность. Их также постепенно заменяли другими. Таким образом, в многообразии колонн мечети нашли отражение отдельные этапы существования всего здания.

Ранние колонны мечети, судя по характеру и стилю надписей, орнаментов относятся к Х—ХIV вв. Архитектурная форма этих колонн исключительно интересна: в них ярко выражен сложившийся тип колонн древнехорезмского зодчества — базы «кузаги» со спускающимися листьями, граненые стволы, капители с раструбом, орнаментация в виде отдельных повторяющихся растительных мотивов.

Каждая деталь художественно продумана, и вся орнаментальная отделка дает представление о высоком мастерстве древних зодчих.

Ко второй группе относятся колонны, выполненные плоским рельефом. На одной из колонн сохранилась дата 1316 (1510 г. новой эры).

Уникальные колонны Джума-мечети нуждаются в тщательном и бережном уходе. Специалистами уже начата работа по чистке, защите от древесных вредителей, а где возможно, по укреплению и реставрации резьбы по дереву.

Ичан-кала

 

Восточные ворота Ичан—калы существенно отличаются от других ворот Хивы  размерами и архитектурной формой. И не случайно народ назвал их «Богатырскими» — «Палван-дарваза». Над воротами сохранилась мраморная плита с исторической надписью, где год постройки определен словами и город Хива (шахри Хейвак —1221 (1806 г новой эры).

Несомненно, это год строительства первоначальных ворот, расположенных на линии крепостной стены. После завершения в 1835 году монументального медресе Аллакулихана к югу от него пристраивается шестикупольная крытая галерея — рыночный пассаж, тем самым выдвигая вперед начало ворот Палван-дарваза. Нынешние ворота относятся к концу 30-х годов ХIХ в.

В зоне Палван-дарваза при Аллакулихане произведены крупные градостроительные преобразования: построены медресе с 99 худжрами, караван-сарай и тим, завершено строительство дворца Ташхаули со сложной планировкой и многодворовой композицией.

Медресе Алла Кули-хана (1832 — 1835 гг.)

 
На сравнительно ограниченном пространстве зодчим удалось построить довольно крупное здание, которое очень гармонично вписалось в архитектуру старого города. К северному фасаду примыкают базар и караван-сарай, к южному — Ворота Палван-дарваза.город хива

Главный западный фасад образует с расположенным напротив медресе Кутлу Мурад-инак ансамбль «кош». Медресе насчитывает 99 келий. Портал традиционно разделен на две части: в правой – находится мечеть, в левой – большая учебная аудитория.

В нескольких худжрах, расположенных в портальной части, была библиотека, основанная Алла Кули-ханом. Книги и учебники библиотеки были доступны  для  всех  студентов  Хивы. Майоликовая облицовка покрывает стены главного портала, дворовых фасадов.город хива

Рисунок преобладает растительный, сочетание цветов синего, голубого и белого. Только южный портал выделяется орнаментом в виде переплетающихся колец.

Мечеть и бани Анушахана (1657 г.)

 
Город Хива известен своими банями. Глубокие исторические традиции имеют хаммомы – восточные бани. В Хиве бани были построены в 1657 году во времена правления Абулгазихана. Народное название хаммомов – бани Анушахана.

По традиции все хаммомы углублены в землю, одни только купола видны над поверхностью земли. Для чего нужна была такая оригинальность постройки? Просто таким образом достигалась теплоизоляция стен банного помещения. Обогрев восточной бани производился при помощи дымовых каналов, которые были проложены под полом помещений. Недалеко от котельной находились специальные колодцы, из которых брали воду для бани. Кроме основного помещения в восточных банях были еще и малые залы, каждый из этих залов выполнял определенные функции.

Если вы хотите совершить экскурсию по восточной бани, то вам для этого понадобится спуститься вниз по небольшой лестнице. Вы попадете в первое помещение хаммома, которое служило одновременно раздевальней и местом для отдыха. А чтобы попасть в центральный зал, где проходила процедура омовения, нужно пройти через анфиладу других залов. Когда баня функционировала, в каждом зале на пути к центральному температура постепенно повышалась. Вокруг основного зала находятся различные подсобные помещения.

Бани Анушахана были построены в период правления хивинского хана Абулгази  в 1657 году. Возвратившись в Хиву после удачного похода на Кермине, Абулгазихан устроил  великий пир и всенародно признал заслуги сына и по достоинству оценив их, дал ему знамя, литавры, войско, а также пожаловал крепость Хазарасп. Постройка бань в честь Анушахана видимо, были также одним из милостей, оказанных сыну со стороны  Абулгазихана, потому что он в конце своей жизни, ещё будучи живым (в возрасте 60 лет) передал трон своему сыну Ануша. Такого поступка кроме Абулгазихана, не совершал ни один из властителей, правивших в Хорезме. После этого, хан отступив в уединение, написал довольно много произведений.

Конечно, это далеко не все архитектурные и исторические памятники города Хива. Здесь много других культовых сооружений, медресе и просто домов. Хива действительно редкий город, где везде древность и история вокруг.

Использованный источник http://uztour.biz/



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 19 часов

Ваш К.Г.

В свободное время навожу порядок на этом сайте
Комментарии: 143Публикации: 1907Регистрация: 12-02-2016