Раз самые значимые культовые объекты в самом Пскове осмотрены, время колесить по его, Пскова, окрестностям.

Рядом с городом, не далее 50 км, расположены три монастыря: Спасо-Елеазаровский монастырь, 1425 г, Крыпецкий Иоанно-богословский монастырь, 1455 г. и Псково-Печерский Успенский монастырь, 1473 г.

Сначала Елеазаровский монастырь

Он лежит от Пскова километрах в 30-ти, прямо на север от города,  почти, но несколько в стороне от Псковского озера.

Елеазаровский монастырь

Монастырь основан в 1425 году преподобным Ефросином, в миру Елеазаром. Во времена Российской империи это был такой… эээ… крепкий середнячок. Слава его на всю Россию не гремела, но в пределах Псковской губернии он был хорошо известен благодаря своей главной святыне — иконе Спаса Елеазаровского, обретенной, по преданию, в 1352 году. По российским меркам икона редчайшая, XIV век, для сравнения, Троица Рублева написана лет на 70 позже. Таких икон в России сохранилось десятка два, а то и меньше.

Монастырь упразднили в 1918 году, икону передали в музей, а в 2010 — вернули в монастырь. Тоже редчайший случай, иконы такой ценности (та же Троица, или Владимирская), как правило, до сих пор хранятся в музеях.

Вот она, справа от алтарных врат собора Трех святителей (1574):

Елеазаровский монастырь

Есть в монастыре и еще одна достопримечательность — медное било в честь игумена монастыря Филофея, который (предположительно) в 1524 году вбросил в российское общество лозунг: «Два Рима пали, Третий стоит, а Четвертому не бывать»

Да… Беспредельное бахвальство — родовая черта русскага народа)).

Елеазаровский монастырь

Сейчас монастырь совершенно благополучен. Территория досмотрена, что называется, «с иголочки». Оно и понятно — монастырь, бывший мужским до 1918 года, возродился в 2000 году как женский, а женские монастыри на Руси куда опрятнее мужских.

Елеазаровский монастырь

Но причина не только в этом.

Злые языки говорят, мы им, конечно, не верим, но…  Злые языки говорят, что в начале 2000-х монастырь стал популярен у неких знатных особ. Весьма знатных. Мы бы сказали, знатнее некуда.  Отсюда и благополучие.

Елеазаровский монастырь

И, надо сказать, у злых языков есть к таким инсинуациям основание. Приглядитесь — здание справа от сестринского корпуса, за оградой монастыря. Гостевой дом. Вряд ли такие хоромы были построены для простых паломников)).

Что еще характерно… Монастырь хотя и благополучен, но пустынен. Ни сестер, ни хозяйственной деятельности не видно вообще. И этим он разительно отличается от Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, куда мы после Елеазаровского и едем.

Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь

Находится монастырь в 20 км на северо-восток от Пскова, совсем недалеко, но дорога туда… Помните «народную тропу» А.С. Пушкину? Тут случай куда … хм… экзотичней))

20220919_142237(1) (700x393, 392Kb)

Но нас грунтовкой не напугать. Мы по таким дорогам и зимой ездили, ночью, а уж днем и летом — плевое дело.

Добираемся до монастыря, проходим в ворота

Территория, реально, гигантская. Не меньше (московского) Кремля

20220919_144625 (700x393, 388Kb)

Справа — погост.

20220919_144746(1) (700x393, 298Kb)

Слева бурная хозяйственная деятельность.

20220919_153856 (700x393, 464Kb)

Удивительно. Впервые мы за все время наших поездок такое видим. Территория обширнейшая, но она не просто так обширнейшая, не для прогулок и медитации. Она вся используется. Поле капусты, поле картошки, яблоневый сад, виноградники, заросли смородины…

Везде люди, что-то делают, чем-то полезным занимаются. Трудятся, как и положено в монастыре.

20220919_151709 (700x393, 395Kb)

Вот это, реально, живая история. Так в старину монастыри и жили — каждый был сельскохозяйственным и ремесленным центром. За счет того братия и кормилась, и пребывала в постоянном, физическом труде. теперь такого, почитай и не увидишь нигде, разве что Николо-Сольбинский монастырь в этом отношении на Крыпецкий походит.

Чу! А вот и Иоанно-Богословский Собор (1574 г)

Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь

Подходим ближе.

Иоанно-Богословский Собор

Иоанно-Богословский Собор

Монастырь в полном порядке. Но это сейчас.

Основан монастырь в 1425 году преподобным Саввой Крыпецким, и стоял он тогда, да и сейчас стоит, среди глухих лесов и болот — ближайшее село в семи верстах. До революции числилось за ним 3600 десятин (более 3600 га !) земли, был он богатым и процветающим.

А вот что с ним сделали борцы за счастье трудового народа.

Иоанно-Богословский Собор
Фото из открытых источников

И этого им оказалось мало, вообще взорвать хотели. Чтобы борьбе за светлое будущее не мешал. Не взорвали чудом…

Входим в собор

Иоанно-Богословский Собор

Осматриваем его и другие церкви.

20220919_151225 (700x393, 419Kb)

Поднимаемся на колокольню…

20220919_151615 (700x393, 316Kb)

Красота. Красота и покой…

Только ради такой красоты и покоя стоило сюда ехать…

Все церкви монастыря, колокольня, все открыто. Братия держится приветливо, но занимается своими делами, вежливо здороваются и проходят мимо. Что характерно, лица у монахов… Вы видели дореволюционные фото русских крестьян? Вот такие, крестьянские, у монахов Крыпецкой братии лица. Редко где сейчас такие увидишь… если в каменных джунглях живешь.

В монастыре встречаем не только монахов, есть там и другие насельники))

20220919_153609 (700x393, 413Kb)

Забавно.

Так, пора ехать дальше, в Псково-Печерский монастырь, он находится в 50 км к западу от Пскова, в 2 км от границы с Эстонией.

Псково-Печерский монастырь

Монастырь всем известен, по медийности уступает, разве что, только Троицкой Лавре. Были мы там в 2018 и в 2019 годах, это уже третье наше посещение. В 20-м и 21-м году побывать не удалось, ибо Коронавирус. Но вот, наконец, когда вредоносное поветрие улеглось, снова сподобились.

В монастыре все по-старому, только пейзаж летний… Летний зимнего, определенно, лучше.

«Кровавая» дорога

Псково-Печерский монастырь

Если истории этой дороги не знает, напомним вкратце.

В 1570 году, после карательного похода на Псков Иоанн IV Васильевич а.к.а. Грозный посетил Псково-Печерский монастырь. Встречать его вышло все монастырское духовенство во главе с игуменом отцом Корнилием. Грозный царь окинул взглядом монастырские постройки… А чего это о. Кронилий такие циклопические стены и башни вокруг монастыря возвел? Не иначе измену замышляет.

Недолго думая выхватил надежа-государь меч, да и снес о. Корнилию голову. А потом вспомнил: он же сам велел о. Корнилию, причем, велел в письменном виде, построить крепостные стены вокруг монастыря.

Да… Поторопился, понимаешь… Вот такая загогулина…

Царь очень расстроился, даже плакал. Взял на руки обезглавленное тело о. Корнилия, и вот по этом спуску отнес его в Успенский собор. Кровь из разрубленной шее лилась на камни, коими дорога была мощена.

От того то она и «кровавая».

Мораль: никогда не следует принимать эмоциональные решения, особенно, если ты Царь)).

Да, но мы отвлеклись, возвращаемся в наши дни.

Соборная площадь тоже на месте:

Псково-Печерский монастырь

Прямо перед нами желтое здание с пятью куполами вряд — Успенский собор  и над ним Покровский собор, они имеют общий фасад, основные их  объемы ископаны в Святой горе за ними. Успенский собор — старейший в монастыре, заложен в 1473 году. В Успенском соборе пребывает главная святыня монастыря — Псково-Печерская икона Успения Божьей матери, начало XVI века.

Красное здание — Ризница, построено после 1687 года, белое здание слева от нее — Сретенский храм (XIX век), зеленое здание справа — покои игумена монастыря, шатер — монастырский колодец.  Вход в пещеры отсюда не виден, он находится под крайним левым куполом Успенского собора.

Псково-Печерский монастырь

Белое здание с колоннами — братский корпус, слева от него и за ним — хозяйственные постройки

В наше первое посещение в 2018 году вышло так, что  мы познакомились с насельником монастыря. Назовем его отец ***, он провел для нас экскурсию по пещерам, мы с ним разговорились, он спросил, откуда же мы пожаловали в Печоры? Мы сказали — издалека. Откуда же? Из далекой Москвы. На этом — «из далекой Москвы» мы и (надеюсь) подружились. С тех пор мы переписываемся, обмениваемся поздравлениями с праздниками, и,  конечно, в этот раз когда приехали во Псков, сразу же позвонили о. ***.

В оговоренное время  он ждал нас около ризницы.

Конфуций сказал: «Встретить друга, пришедшего издалека, разве это не радостно?». Три года не виделись мы с о.*** не были в монастыре, и вот, наконец…

Первым делом, мы прошли по  пещерам (печорам), почтили погребение о. Иоанна, о. Адриана, о. Макария, о.Алиппия и других старцев Печорских. Печоры — суть такое место, где мысли о «надо сфотать» как-то в голову не приходят, но если почтенная публика хочет увидеть, как оно там…

Фото из открытых источников

Могила батюшки слева, перед ней всегда горят свечи. В керамиде (надгробной доске) проделано отверстие, если опуститься на колени, в него можно просунуть руку и коснуться гроба о.Иоанна. Доски на стенах — керамиды — это все погребения монахов и мирян, в печорах упокоившихся.

Выходим из пещер. О *** ведет нас в кельи старцев о. Самуила и о. Серафима, осматриваем их, дальше поднимаемся по склону оврага (а монастырь построен именно в овраге, возле пещер) выходим на братскую территорию.

20220920_122115(1) (700x393, 467Kb)

Здесь тихо, пустынно, опрятно. Паломники толпятся на соборной площади, а сюда можно зайти только в сопровождении кого-то из братии. Тут и там растут столетние дубы, вот этому, например, которые на переднем плане больше трехсот лет.

Поднимаемся на крепостную стену.

20220920_122434 (393x700, 414Kb)

Монастырский сад

Псково-Печерский монастырь

В саду живут белки, косули и два ручных ворона.

20220920_123031 (462x700, 500Kb)

Первый раз я эту птицу вижу вблизи. Ворон крупный, солидный)), черный с блестящим синим отливом. Строго говоря, он не ручной, вполне дикий, но людей не боится совершенно. Глядя на него понимаешь, почему у северных народов он считался священной птицей))

Спускаемся в монастырский сад,

20220920_123238 (700x393, 448Kb)

и идем оттуда в келью о. Иоанна (Крестьянкина). Самый автоитетный священник своего времени прожил здесь 40 без малого лет, здесь и отошел ко Господу в 2006 году. Было ему 95.

Псково-Печерский монастырь приглашает паломников на великопостные и пасхальные богослужения – Псковская епархия
Фото из открытых источников

Что, слово «келья» другие ассоциации вызывает? Что сказать… Границы отрешенности от мира каждый монах устанавливает себе сам. Были в русском монашестве такие схимники, которые годами жили «в пещерах под землей», не выходили оттуда вообще, а пищу и все необходимое им передавали через крохотное окошко. Или, менее экстремальный, но тоже пример затворничества: о. Адриан, почивший в 2018 году, последний из старцев Печорских, жил в такой же келье, как и о. Иоанн. И днем он закрывал окошко кельи листом фанеры, убирал его только глубокой ночью.

А о. Иоанн нес другое послушание: всегда быть с братией и паствой. Вокруг него постоянно толпился народ, десятки человек в день, и все что-то хотели ему сказать, получить совет, утешение… И говорили, и получали…

2022-10-05_15-58-16 (700x481, 506Kb)
Фото из открытых источников

Два киота с иконами справа и слева, кровать, узенький диванчик, сидя на котором о. Иоанн разговаривал с посетителями, прямо — столик, все свои сочинения и письма о.Иоанн писал, сидя за ним. Был он очень близорук, и когда писал, низко-низко наклонялся над листами бумаги…

16 лет, как его не стало, но все, его знавшие о нем помнят и постоянно вспоминают. И помнят о других печорских батюшках, все они жили здесь многие годы, и все они отошли. Не осталось в Печорах старцев, и и во всей РПЦ их больше нет…

Фото из открытых источников

Печаль

Прощаемся с о.***, едем в Псков через Изборск.

Идет грибной дождь.

20220920_140312 (700x393, 279Kb)

но быстро заканчивается.

Крепость на месте.

20220920_140517 (700x393, 362Kb)

Никольский храм (1341 год)

20220920_143942 (700x393, 351Kb)

тоже на месте. Да и что ему сделается? Пережил он и поляков, и монголов, и немцев, и коммунистов. И нас еще переживет. ИБО. Стоит он в месте особенном. Есть что-то такое в Изборской крепости… иррациональное. В словах не скажешь, надо побывать, пройтись.

С Журавьей горы, где стоит Изборская крепость спускаемся вниз, к Словенским ключам и Городищенскому озеру.

20220920_141124 (700x393, 521Kb)

Словенские ключи. Всего, как говорят, их 12. Я не считал, поверим на слово. Вот эти ключи, озеро… Особенное место.

20220920_141330 (700x393, 354Kb)

Идем на причал.

(Гуси)-лебеди, серые уточки… И еще какие-то неизвестные нам птицы. Черные, водоплавающие с белыми клювами. Есть мнение, что это лысухи)).

20220920_141416 (700x393, 458Kb)

Лебеди вблизи такие… серьезные. Подходят близко-близко, интересуются, а кто это идет и зачем. Лучше от них подальше держаться.

Городищенское озеро, заповедные места

20220920_141745 (700x393, 249Kb)

Что же, исчерпана наша программа во Пскове, пора ехать. Господин Великий Новгород ждет.

В качестве послесловия скажу: Псковская земля — истинный центр Православия на Руси. Нигде больше нет такого изобилия православных памятников, да таких, чтобы они были живыми, а не выморочными. Конечно, есть у нас и Троица, и Дивеево, и Оптина Пустынь и бла-бла-бла все дела… Но это какие-то осколки, фрагменты, нет в них цельности, укорененности… А в Пскове есть. И псковская земля, и церкви на ней, монастыри, они.. проросли друг в друга, что ли?… Проросли так, что не оторвать.

20220921_165240 (700x418, 239Kb)

image_pdfСохрани себеimage_printПечать

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Vadim

Комментарии: 0Публикации: 2Регистрация: 23-03-2022