Станция “Кузнецкий мост” московского метро — платформа с колоннами и трехступенчатым сводом.

Станция Кузнецкий мост

Перегон имеет лишь один выход наверх. Через наземный зал, который лоцируется во дворе архаичного дома Торлецкого-Захарьина, можно выйти на улицы Рождественка, Пушечную, Кузнецкий мост. Рядом со данной станцией найдете несколько интересных домов:

  • пассаж Попова,
  • усадьба Орлова-Денисова на Большой Лубянке — одна из красивейших московских городских усадеб,
  • Дом архитектора Григорьев в Милютинском переулке №8,
  • Дом фабрики Лорие в Звонарском переулке №5,
  • Гостиница «Савой» на углу Пушечной улицы и Рождественки,
  • Музей советских игровых автоматов

В шаговой доступности еще много старинных зданий с историей, включая Большой Театр и ЦУМ.

С другого торца станции расположился переход на станцию “Лубянка”.

Станция “Кузнецкий мост”. Важные данные из истории строительства

Станции метро “Кузнецкий мост” не откажешь в оригинальности. Что же интересного в самой платформе, ее оформлении и месте, где она расположена?

/В окнах выхода из вестибюля отражаются арки, через которые люди могут пройти на улицу/

Вот некоторые факты из истории возведения объекта:
  1. Строительные работы были осложнены близостью русла речки Неглинной. Площадка под застройку располагалась в центре столицы. Необходимо было соорудить переход между будущей станцией и действующей “Лубянкой”. Последняя не имела центрального вестибюля и нуждалась в реконструкции. Архитектором была назначена Нина Алёшина.
  2. Ст. “Кузнецкий мост” заложена на глубине 40 метров.
  3. Оформление платформы имеет скрытое значение. Возле наземного входа будущей станции расположилась улица Кузнецкий мост, названная по имени моста, раскинувшегося когда-то над Неглинной-рекой.

/Так в 1904 году выглядела улица Кузнецкий мост. Фото из интернета/

В 1819 году и мост, и водный поток пустили через специальную трубу. Теперь Неглинка текла под землей. Река Неглинка под землей

Алёшина предложила за основу художественного исполнения станции взять вид старинного Кузнецкого моста. Колонны действительно напоминают арки, на которые опирается мост. Станция Кузнецкий мост

  1. Для декора путевых стен использовали мрамор “коелга”. Снизу стены выложены темным гранитом. Главный отделочный материал собственно станции “Кузнецкий мост” — мрамор “газган”, обладающий широким цветовым спектром — от сероватого и желтого до коричневого и чуть розового. Параметры каменных плит намеренно разнятся: на самих колоннах — панели крупные, потолочное покрытие внутренних частей арок выложено длинными фрагментами. Плитки выглядят как узор из всяких пород дерева. Правда, необычно и нарядно?

5. А что за вход посередине зала, куда он ведет? Аккуратная конструкция из мрамора, окруженная симпатичными лавочками, — ни разу не потайной лаз в подземелье метро. Это всего-навсего проход для обслуживающего персонала в техническое помещение. Станция Кузнецкий мост

Объект станция метро “Кузнецкий мост” начал работать 17 декабря 1975 года. Старое название линии, на которой расположился отрезок путей, — Ждановско-Краснопресненская, сегодня это — Таганско-Краснопресненская — фиолетовая № 7 линия.

Но это еще не все об оформлении станции “Кузнецкий мост” московской подземки.

Старинные промыслы в жанре “а-ля индастриал” в настенных панно и миниатюрах вестибюля

Промысел народа, результаты деятельности кузнецов — вот какую историю желали отразить в дизайне станции “Кузнецкий мост” инженеры и зодчие. Путевые стены украшены шестью рельефами, выполненными из металла. На железных картинах изобразили различные древние производства, которыми занимались местные ремесленники тех лет.

Станция Кузнецкий мост

Несколько панно демонстрируют, как трудились кузнечного дела мастера. Это “металлические” рисунки, на которых инструменты кузнечного ремесла, серпы, молоты, искры из наковальни.

Станция Кузнецкий мост

На других панно — произведения деятельности кузнецов — оружие, пушки, копья и иные предметы. Картины смотрятся, как будто их выковали. Металл разной конфигурации искусно изогнут и, для создания объемного эффекта, положен под наклонными углами. Стиль исполнения, конечно, не стимпанк, но, можно сказать, прообраз модного нынче жанра.

О том, что станция появилась в середине 70-х XX века, напоминают ромбообразные абстрактного типа светильники.

В просторном светлом наземном вестибюле под потолком укреплена “богатая” монументальная люстра, собранная из оригинальных сложных элементов в 70-х годах XX века.

Станция Кузнецкий мост

По стенам округлого зала развешены миниатюры в жанре “а-ля индастриал”.

Станция Кузнецкий мост


А еще на станции “Кузнецкий мост” проводилось тестирование навигации!

Станция московского метро “Кузнецкий мост” выбрали как “пилотную” для проверки новой навигационной системы — надверных наклеек, инновационных указателей, нумерации выходов.

Тестирование прошло весьма успешно. Впоследствии удобные ориентиры распространились и на другие перегоны/платформы московского метро.

“Темная” сила во имя Добра. Тайны и реалии станции “Кузнецкий мост”

Поклонники паранормальных явлений знают, что есть “темные” силы, которые, как это ни странно, помогают творить Добро.

История станции “Кузнецкий мост” хранит не одну тайну превращения зла во благо. Про улицу ходит множество историй о сверхъестественных событиях, которые происходили в прошлом в этом уголке Москвы. Я поведаю единственный, но поистине страшный рассказ о месте “Кузнецкий мост”.

Тайное или явное?

Наблюдательные пассажиры московского метро давно приметили, что даже когда на платформе “Кузнецкий мост” малолюдно, а поезда ходят не так часто, как в час пик, на станции слышны громкие шумы и неприятный гул, а порой — явные вскрики и протяжные стоны. Реалистам непросто представить, что плач раздается из XVIII столетия!

Знаете, на каком именно месте выстроена станция метро “Кузнецкий мост”? Здесь стоял дом знаменитой своей жестокостью Салтычихи.

Витающий дух Салтычихи

Помещицу Дарью Николаевну Салтыкову (1730 — 1801 г. г. ) можно отнести к серийным убийцам. Доказано, что садистка замучила 38 крепостных. Кровавая барыня подозревалась в 64 преступлениях, а общее число страдальцев достигло 139.

Люди погибали от рук мучительницы лишь потому, что той могло не понравиться, как постирано белье или подан чай. Стоны невинно убиенных жертв доносятся из-за стен дома богатой жестокосердной госпожи. Метро — это почти подземелье, и здесь плач особенно отчетливо слышен.

Добавим, что Екатерина Вторая была поражена и возмущена изощренностью пыток, которые применяла Салтыкова. В 1768 году Императрица приказала разжаловать столбовую дворянку и казнить ее, но позже заменила смерть на пожизненное заточение душегубицы в Ивановском монастыре.

Здание метро, где размещен вход в станцию “Кузнецкий мост”, находится в доме № 20 по одноименной улице, где когда-то стоял особняк Салтычихи.

Салтыковой принадлежали и дом № 15, и 20, и 22. Пытки и расправу “людоедка” производила во флигеле, то есть как раз в доме № 20. Страшно представить, что госпожа-убийца ходила теми же улицами, что и нынешние мирные жители Москвы.

Так откуда и почему на станции “Кузнецкий мост” на смену таинственному злу приходит ощутимое добро?

Странно, но когда выходишь из метро, то массивные арки, низкие колонны, спокойный голубоватый мрамор близ станции “Кузнецкий мост” успокаивают, внушают уверенность и надежду. Ощущается какое-то освобождение от дурных чувств и недобрых мыслей.

Станция Кузнецкий мост

/Проход через арки во двор, к вестибюлю единственного входа в станцию “Кузнецкий мост”/

Почему? Как объяснить мистическое явление?

Все мрачные мысли, личные проблемы, внутренние горести “забирает” сама Салтычиха, вернее ее блуждающий призрак!

Барыня никогда не могла жить без того, чтобы не проявить грубый садизм. Убийце вечно требовалась подпитка чужими неприятностями, негативом. И сегодня дух Салтыковой живет за счет страхов и боли пассажиров, благодаря чему жители и гости Москвы, которые попадают на станцию “Кузнецкий мост”, подвергаются своеобразному очищению от отрицательных эмоций и некоторому излечению от страданий.

Радость, счастье, позитив Салтычиху не интересуют, а вот за душевным покоем стоит съездить на платформу “Кузнецкий мост”.

В Москве есть станции метро, на которых можно почувствовать себя несчастным и неуверенным. Тамошняя атмосфера как бы нарушает сердечную гармонию. Это платформы, которые возведены на местах старинных погостов, но об этом будет рассказано в следующих статьях.

“Кузнецкий мост” в художественных произведениях. Столичная точка тогда и сейчас

Журналист и радиоведущий Глуховский Дмитрий, сочиняющий фантастические сценарии, описывал подробно постапокалиптический период в книге “Метро 2033”. В романе автор упоминал станцию “Кузнецкий мост”, где проживали в перегонах и подземелье люди, уцелевшие в ядерной катастрофе.

А что ранее писали о месте “Кузнецкий мост” классики?

Вот фрагмент “Горе от ума” Александра Грибоедова:

“А все Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! шпилек!  и булавок!

И книжных и бисквитных лавок!”

/таким текстом возмущается в пьесе Фамусов/

/Иллюстрация из интернета/

Да. Когда-то Кузнецкий был местом обитания кузнецов, это были задворки с огородами. Ремесленное прошлое вытеснели в XVIII веке французские эмигранты.

Вот четверостишие Юрия Вяземского:

“Кузнецкий мост давно без кузниц,

Парижа пестрый уголок,

Где он вербует русских узниц,

Где собирает с них оброк”.

/Иллюстрация из интернета/

Сбежавшие “лягушатники” привезли с собой модные товары. Были открыты салоны и салуны. В те годы район был безумно популярен у богатого населения, обожающего развлекаться. На Кузнецком шумели казино и рестораны, работали доходные дома и банки, парикмахерские и фотоателье, магазины импорта и книг.

В XIX веке на Кузнецком можно было наблюдать забавные картины: респектабельные господа в цилиндрах и дамы в шелках неумело, но послушно подметают улицу. Оказывается, в те времена полиция так наказывала кутил, любителей выпить, нарушителей покоя и благочиния.

Кузнецкий в конце прошлого, XX-го века

В “советский” период Кузнецкий оставался красивой, любимой народом улицей. Здесь располагались и роскошный Дом Моделей, и вожделенные магазины грампластинок и книг.

/Фото из интернета/

В 90-е годы XX века место выглядело совершенно безрадостно.

Станция Кузнецкий мост

/Кузнецкий мост и проход к метро в 1990 году. Фото из интернета/

Прекрасная центральная московская улица даже местами превратилась в рынок!

/Торговые ряды на Кузнецком в 90-е прошлого века. Фото из интернета/

К счастью, сегодня улица Кузнецкий мост (а также примыкающие Рождественка, Пушечная) и станция метрополитена с историей — оставшийся почти нетронутым уголок архаичной славной Москвы. Реконструкция XXI века затронула, в основном, мостовую. На Кузнецком мосту теперь почти не встречается транспорт.

Прогулка по известным улочкам столицы, где за каждым фасадом таится своя история, — это увлекательно и познавательно.

Летом, во время пешего путешествия можно увидеть вот такую растяжку и … остаться танцевать до утра!

Коренное население и столичные гости приезжают на метро “Кузнецкий мост”, чтобы интересно и красиво провести здесь время.

Станция “Кузнецкий мост” ждет пассажиров всесезонно. О некоторых других самобытных платформах московского метрополитена читайте в последующих статьях.

Станция Кузнецкий мост

image_pdfСохрани себеimage_printПечать

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 36 минут

Ваш К.Г.

В свободное время навожу порядок на этом сайте
Комментарии: 137Публикации: 1835Регистрация: 12-02-2016