Чике-Таман — горный перевал на 655-666 км Чуйского тракте. Название переводится как «Плоская подошва». Является памятником природы республиканского значения и относится к особо охраняемым природным объектам. Перевал расположен между селами Хабаровка и Купчегень, в Онгудайском районе Республики Алтай. Автодорога через перевал соединяет долины рек Малый и Большой Ильгумень. Расстояние до г. Бийска — 320 м.
GPS-координаты: 50.645927, 86.311703
Что увидите на перевале Чике-Таман
Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный — 7 км, чем спуск — 4 км. На вершине перевала оборудована парковка и смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря). Здесь же расположена довольно длинная улицы с палатками, где продают сувениры, травы, мед, шерстяные изделия из Монголии и прочие товары для туристов. Также имеется кафе. На перевале ловится Билайн и МТС.
Через перевал теперь идет прекрасная асфальтированная дорога, которая в некоторых местах буквально вырублена в скалах. Горный серпантин тем не менее имеет многочисленные, хотя и не очень резкие, повороты, что требует от водителей особо внимания. Кроме того, здесь случаются камнепады.
В сравнении с Семинским перевалом, находящимся на 80 км ранее (со стороны Бийска), перевал Чике-Таман заметно ниже — 1295 метров против 1718 метров на Семинском. Но на Чике-Тамане склоны в районе смотровой площадки почти отвесные, что создает иллюзию того, что Чике-Таман более высокий и сложный. Огромные скалы с одной стороны и пропасти с другой производят мощное впечатление!
На смотровой площадке есть памятник строителям автодороги через перевал.
Однако, не все знают, что если пройти по автодороге вперед от смотровой площадки (в сторону Монголии) метров 150, обнаружите несколько перевязанных ленточками березок. Организованной смотровой площадки как таковой тут нет, но вид на другую сторону перевала не менее шикарный и другой.
Не надо вязать новые ленточки на березки! Посмотрите как страшно выглядят выцвевшие «марли» (иначе не назовешь) на деревьях. Люди вяжут ленты и загадывают желания, но не понимаю что в традиции алтайцев не входит «удушение» деревьев веревками и лоскутами. Узнайте у местных, как это делать правильно.
Из истории
Чуйский тракт не раз менял свою конфигурацию на отдельных участках. К примеру, существующая сегодня дорога через перевал Чике-Таман яркое тому подтверждение. Подъезжая к перевалу и также в его вершины можно заметить ставшие почти тропинками участки старой дороги.
Участок старой дороги
Новая дорога бесспорно гораздо удобнее, шире и безопаснее.
Некоторые источники свидетельствуют о том, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок еще более древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.
И в стародавние времена люди ломали скалы, чтобы проложить себе путь. Ту дорогу высекли в скале и шла зигзагами на подъем. Дорога была весьма грамотно организована — с некрутыми поворотами и пологими подъемами. Впоследствии дорогу завалило камнями и она заросла деревьями. Но местное население, кто еще что—то помнит, считает её китайской дорогой (время строительства относят к Х-ХII вв).
Дорога через перевал неоднократно реконструировалась и расширялась. Был период работ в 1903 году. В период с 1924 по 1930 годы для очередного расширения пути между скал привлекли большое количество заключенных отделения Сиблага НКВД. В то время дорога была очень узкой, еще покрытой щебнем.
Новую трассу автодороги ввели в строй в 1984 году. Эта была самая масштабная из всех реконструкция дороги. Теперь автомашины могут свободно в любое время года пересекать перевал. Однако стоит помнить, что гололед и камнепад конечно могут внести свои коррективы.
Что вы найдете там, за перевалом
Многие туристы не заезжают далее перевала Чике-Таман. Здесь нет высококлассных баз, все довольно по простому. Сюда едут за созерцанием природы в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная Уймонская долина, которая тянется меж гор около 35 километров. Дальше расположено еще одно знаковое место — слияние рек Катунь и Кокса («стрелка»), Марсовы поля, Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера, гора Белуха, музей Рериха в селе Усть-Кокса. А там уже и Монголия…..
Боже, какую красоту ты создал! Даже по видам чувствуется чистота воздуха и СИЛА природы.