Города более богатого на дворцовое наследие, чем Санкт-Петербург, еще поискать. Они встречаются чуть ли не на каждом шагу. И всякий чем-нибудь да знаменит. Так, например, элегантный Юсуповский дворец на набережной Мойки, 94, в историю вошел как место убийства Г. Распутина. Однако туристов он влечет не столько этой драматической историей, сколько возможностью увидеть убранство и роскошь интерьеров дворца, некогда принадлежавшего одному из богатейших родов империи. Но прежде, чем бывший княжеский дворец с парадным двором и садом стал музеем, а с 1960 г. историко-культурным памятником федерального значения, в судьбе его случалось всякое.

Юсуповский дворец

Когда «рождалась» Северная столица, на этом месте была усадьба племянницы Петра I, царевны Прасковьи Ивановны с небольшим деревянным дворцом, который она подарила Семеновскому полку. В 1742 его перекупил генерал П.И.Шувалов. В 1770-х для сына его, графа А.П. Шувалова, начали строить 2-этажный дворец по проекту Ж.-Б.-М. Валлен-Деламота. После смерти действительного тайного советника в 1789 дворец с окнами жилых покоев, выходящих во двор, а залов — на Мойку, унаследовали его дочь Александра и сын Павел. Через 6 лет Екатерина II выкупила усадьбу со всем содержимым в казну и пожаловала её своей статс-даме и подруге, графине А.В.Браницкой в потомственное владение. А та в 1830 отписала дворец «со всеми к тому принадлежностями, какие на лицо находятся», родному племяннику — Борису Николаевичу за 250000 рублей.

О роде Юсуповых

Род Юсуповых пошел в XVI в. от ногайского хана Юсуфа-мурзы (союзника И. Грозного), отославшего сыновей в Москву, которые, приняв христианство, обосновались на новом месте. Семья всегда была богатой, да только из-за лежавшего на роду проклятия старший из наследников не доживал до 26 лет. Версий тому много, но истинная причина так и остается загадкой. В 1724 ханский внук — князь Григорий получил от царя большой надел земли. Сын Борис после обучения во Франции вместе с другими дворянскими отпрысками разным наукам вернулся в Россию, дабы в реформах Петровых участвовать. Князь Николай Борисович, почитатель искусств и коллекционер, сумел собрать огромную библиотеку и богатейшую коллекцию картин и скульптур, не жалея денег на произведения искусства. Его единственный сын Борис Николаевич (1794-1849) дослужился до гофмейстера, после смерти отца смог погасить долги, оставленные родителем, и увеличить состояние до огромных размеров.

В 1831 новый хозяин обосновался во дворце на Мойке с женой Зинаидой Ивановной, урожденной Нарышкиной, и матерью Татьяной Васильевной (до замужества Энгельгардт, фрейлиной Екатерины II, сосватавшей её за князя Юсупова). Занявшийся перестройкой и интерьерами А.А.Михайлов сумел с командой помощников превратить дворец к 1838 в эталон роскоши и вкуса. В воссозданном с царским размахом здании удлинили фасад, добавили этажности в восточной части. Просторный вестибюль Юсуповского двореца с мраморной лестницей устроили на месте сквозного проезда.

Юсуповский дворец

Над колоннами парадного входа разместили герб князей Юсуповых.

Во флигеле на 1-м этаже для прислуги устроили квартиры, а помещения служебного корпуса приспособили для хозяйственных нужд. Овальный двор с колоннадой, сад с павильоном и фигурными прудами, как островок неги в центре индустриальной столицы, окружили чугунной решеткой, лишь с середины XIX в. весь участок был обнесен высокой каменной оградой.

Как развивался роскошный дворец

Наследник от 2-го брака — князь Николай Борисович-мл. (1827-1891) тоже слыл страстным коллекционером и не ограничивал себя одним направлением. Кроме уникальной живописи, он собрал богатейшую коллекцию драгоценностей, музыкальных инструментов. В библиотеке, насчитывающей 55000 единиц, были письма Пушкина, редчайшие рукописи и ценные фолианты.

При нем в 1881 была построена церковь (не сохранилась). А в 1890 с обновлением декора под руководством А. Степанова во дворце провели электричество, отопление (водяное), водопровод с канализацией, оснастив его всеми необходимыми удобствами.

Из-за отсутствия продолжателей рода по мужской линии у Н.Б.Юсупова династия могла прерваться. После обращения в Сенат прошение о принятии фамилии, титула и герба мужем дочери было утверждено, и с кончиной князя граф Ф. Сумароков-Эльстон стал князем Юсуповым. Род продолжился с передачей титулов наследникам. А женитьба их сына Феликса на И.А. Романовой приблизила и без того богатых и влиятельных Юсуповых к императорской семье. И все же на Феликсе Феликсовиче младшем род пресекся уже окончательно.

После убийства в ночь на 17.12.1916 Г. Распутина, простого сибирского мужика, поднявшегося из низов и сумевшего стать фаворитом и советником государя Николая II (в подвале создана выставка с восковыми фигурами), причастного к этому князя Ф.Юсупова выслали из С.-Петербурга, а во дворце доверенные лица разместили немецкое консульство с комиссией по обмену военнопленными.

Дворец в Советские годы

До 1917 владельцами этой усадьбы с дворцом были 5 поколений княжеского рода. А в 1918 его объявили национальной собственностью и устроили в нем музей дворянского быта. ЧК занималась поисками сокровищ, спрятанных в тайниках, но многое найти так и не удалось. В 1925 с закрытием музея и передачей дворца отделу просвещения часть ценностей перевезли в Эрмитаж и Русский музей, но многое оказалось проданным в Европе с аукционов в Национальные галереи и частные коллекции по всему миру, а то и было просто утеряно. После госпиталя, размещавшегося здесь в годы ВОВ, с 1943 началась реставрация, а после войны бывший Юсуповский дворец как историко-архитектурный памятник был признан объектом союзного значения. С 1946 в нем разместился Центр творческого досуга интеллигенции, потом — Дом учителя.

Процесс возрождения дворцово-усадебного комплекса, создаваемого почти 2 века, активно продолжается и в последние десятилетия. Сумма потраченных средств уже около миллиарда рублей. Зато сегодня это один из петербургских особняков, дающих представление о жизни одного из самых блистательных дворянских родов, сыгравших в истории России заметную роль. К счастью, он один из тех, что к посещению доступны. И побывать здесь самостоятельно или с экскурсией может любой.

Парадная лестница

Роскошь и любовь к искусству бросается в глаза уже с Парадной лестницы, белый мрамор которой сочетается с изящной лепниной и статуями, символизирующими континенты.


Картину дополняет великолепная люстра из венецианского хрусталя, задающая залам 2-го этажа тон торжественности.

Залы Юсуповского дворца

При оформлении дворцовых помещений архитекторы использовали разные стили. Созданная трудами Б. Симона Гобеленовая гостиная, к примеру, была предназначена для гобелена, подаренного Наполеоном III, и 3-х фламандских шпалер (здесь копии).

В тон им стены были внизу облицованы ореховыми панелями, а лепка вверху затонирована под орех. Мебель прекрасно гармонирует с убранством гостиной, расширяемой визуально сквозной перспективой.

Юсуповский дворец

Парадная спальня

Жилые покои княгини Т.В.Юсуповой, о которых молодой князь Феликс говорил, что «главный уют был в матушкиных комнатах, излучавших тепло ее сердца, свет красоты и изящества», на 2-м этаже оформил И. Монигетти. Стены Парадной спальни затянуты голубым шелком, перед кроватью с кружевной драпировкой — мебель бледно-розового дерева, на полу — ковры, а в углу — камин из оникса.

Юсуповский дворец

Когда-то в горках красовались бриллианты хозяйки, которыми желающие в дни приемов могли полюбоваться. Как и предметами мебели, подаренными самой Марией-Антуанеттой. Князь Николай нередко бывал у королевской четы Людовика XVI в Трианоне и Версале, и это не единственный их подарок. Спала княгиня, конечно, в других покоях, а эти служили для показа гостям.

За Большой Ротондой с 8 колоннами светло-голубого мрамора, с нимфами на стенах и куполом, декорированным под звездное небо, начинается анфилада парадных гостиных.

Синяя гостиная

Интерьер Синей гостиной, почти полностью сохранившийся в оригинале, изобилует сочетанием синих оттенков и белого с позолотой в мебели, в отделке стен и дверей, в подсвечниках и канделябрах. Амуры изображены в росписи плафона, аллегории времен года — в медальонах.

Юсуповский дворец

Красная гостиная

Самой нарядной называют Красную (или Розовую) гостиную. Стены задрапированы ярким шелком с золотым узором, между зеркалами висит портрет З.И. Юсуповой (1-й хозяйки дворца), где раньше находилось изображение самодержца Всероссийского, и гостиная тогда именовалась Императорской. Специально для этой комнаты был заказан гарнитур из 28 предметов. Рисунок люстры с Аполлоном перекликается с розеткой паркетного пола.

Юсуповский дворец

Зеленая гостиная

За ней следует более скромная Зеленая гостиная, выдержанная в стиле русского классицизма. С изящным камином из уральского малахита, мебелью из карельской березы и ажурной люстрой с фигуркой богини Дианы.

Танцевальный зал и галереи

В большом Танцевальном зале с зеркалами, зрительно увеличивающими пространство, с танцующими нимфами и амурами на потолке, с люстрой и светильниками, подчеркивающими атмосферу праздника, когда-то устраивали балы.

Юсуповский дворец

Оркестр находился в соседнем Белоколонном (или Банкетном) зале, где для гостей накрывали столы, но музыка была хорошо слышна в обоих залах, составлявших единое целое. В самом большом зале с прекрасной акустикой и концерты бывали не редко, 01.02.1836 оркестр в присутствии композитора Глинки впервые репетировал партии из «Ивана Сусанина». Музыкальные традиции продолжаются и сейчас.

Произведения искусства хранились в украшенных каминами, портиками и лепниной выставочных залах Галереи. В светло-зеленом Николаевском, названным в честь Н.Б.Юсупова, начавшего собирать фамильные художественные ценности, под стеклами можно видеть разные диковины, из-за которых это помещение еще называли Залом редкостей. Рядом с портретом Николая Борисовича (ст.), никогда здесь не жившего, портреты и других домочадцев.

А в темно-зеленом зале Прециоза (что значит «драгоценный») находились полотна великих мастеров. Недаром Ф.Ф.Юсупов в своих мемуарах сравнивал свой дом на Мойке с музеем, ходить по которому и смотреть на гениальные творения можно было до бесконечности.

Юсуповский дворец

Следующую за ними Малую Ротонду из-за скульптур итальянского мастера, стоявших здесь, прежде называли «Ротондой Кановы».

Теперь в зале только «Молящийся мальчик» да «Ангел печали», как на надгробии княжны Татьяны, напоминающий о трагичных моментах в истории семьи.

За красным Античным залом, напоминающим галереи древних храмов и воссоздающим атмосферу домашнего музея Юсуповых, по разнообразию экспонатов и их значимости не имевшего себе равных, идет Римский зал с итальянскими мотивами в оформлении, завершая галерею выставочных залов.

Юсуповский дворец

На синем фоне в нем ярко смотрится камин из желтого сиенского мрамора, а дверь за стилизованной аркой ведет в княжескую ложу.

Театр дворца Юсуповых

Лестница спускается в домашний театр Юсуповых, оформленный в духе Людовика XV. Кругом позолота, бархатная обивка кресел, лепнина и роспись. Такой изыск создавался в середине XIX в. для последней хозяйки Зинаиды Николаевны, монограммы её видны в медальонах над ложами и сценой. На дворцовых подмостках выступали многие знаменитости. В любительских спектаклях участвовала и сама княгиня Юсупова. До сего дня камерный зал почти не изменился, мебельный гарнитур и занавес в нем тоже подлинные. Театральная и концертная жизнь кипит здесь по-прежнему.

юсуповский дворец

Через музейный коридор, именуемый еще Малой картинной галереей, с репродукциями произведений искусства, попадаем в Зал Антонио Виги (работы Б.Симона), названным так из-за плафона, расписанного этим художником.

Помещение было сделано по типу «салона-столовой», не предполагавшей фиксированного убранства.

Что еще посмотреть в Юсуповском дворце

К лестнице примыкает и Дубовая столовая, в которой буквально все, включая резной кессонный потолок и мебель, сделано из 7 пород дерева, большей частью из дуба. Она предназначалась для семейных трапез.

Раздвижной стол конца XIX в. с ножками в виде крылатых грифонов, держащих геральдические щиты в лапах, изготовлен в Венеции. Мотивы семейного герба расположены повсюду, а над центральным окном виднеется полный герб, указывающий на восточное происхождение рода Юсуповых.

юсуповский дворец

Что касается буфетов и столовых, то во дворце было столько помещений, где накрывали столы, что домочадцам каждый раз приходилось гадать, где состоится обед.

На этом осмотр парадных залов обычно заканчивается. А во дворце их 28, с декором в духе модных веяний. Это и созданная как дань зову предков Мавританская гостиная с фонтаном, с каменной мозаикой на полу и росписями на стенах из Корана, нравившаяся Ф. Юсупову «восточным духом и негой», Белый и Фарфоровый будуары княгини Зинаиды Николаевны, бильярдная, кабинет с секретарской и жилыми покоями князя.

юсуповский дворец

юсуповский дворец

Сейчас уже нет того, что здесь было раньше, когда погреба были полны лучшими винами Крыма и Европы, кладовые и подвалы ломились от сокровищ, не поместившихся в залах. Ведь Юсуповы слыли не просто сказочно богатыми, их состояние превосходило даже царское богатство. Но не все досталось от предков. Они сколотили состояние, служа Отечеству.

Из 57 дворцов, принадлежавших Юсуповым в России, именно этот на Мойке в начале XX в. был признан эталоном среди прочих аристократических интерьеров Петербурга. И теперь, посещая этот дворец, можно полюбоваться его красотой и почувствовать атмосферу дворцов и салонов минувшей эпохи.



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 1 день

Ваш К.Г.

В свободное время навожу порядок на этом сайте
Комментарии: 143Публикации: 1944Регистрация: 12-02-2016