Озеро Тургояк
Продолжу о путешествии на Южный Урал из Екатеринбурга, автомобилем, со стоянками у друзей. Проделав без остановок дождливый путь до озера Тургояк, мы провели у воды остаток, ставшего жарким и солнечным, дня.
Самое чистое и глубокое озеро Челябинской области облюбовали еще в 19 веке местные золотопромышленники. На его берегу недалеко от пансионата «Тургояк» мы нашли редкий памятник истории.
Красивое деревянное здание построено строительной компанией г. Златоуста в 1836 году для золотопромышленников Миасса и Златоуста, которые до 1917 года здесь отдыхали и проводили деловые встречи. Как сообщает мемориальная табличка, «на веранде этого дома часто танцевали французские балерины из Парижской оперы». А теперь по берегам озера множество домов и домиков отдыха, а зимой – горнолыжные базы.
В 10 км от озера – город Миасс, где, если нет друзей, можно остановиться в одной из гостиниц (Нептун, Ильмень и др.). На знакомство с городом отвели часть следующего дня.
Город Миасс
По исторической логике знакомство должно выглядеть так:
—Озеро Ильменское
-Старый город
-Автозавод
-Ильменский заповедник
-Городок машиностроителей
Мы изменили порядок для рациональности движения.
Город Миасс (основан с 1773 г.) вытянут в долине между хребтов Уральских гор от старой части через автозавод к машгородку. Городок машиностроителей — самая молодая часть города – территория прецизионных технических разработок, связанных с именем инженера-конструктора В.П.Макеева. От Тургояка можно дойти пешком за 20 минут.
От него проехали в центральную часть города – Автозавод (преемник московского завода им. И.А.Лихачева, эвакуированного в годы Великой Отечественной войны). Первый автомобиль Урал, выпущенный в 1944 году – бренд Миасса. Его невозможно пропустить на аллее директоров УралАЗа перед заводоуправлением и центральной проходной. Кто интересуется, может увидеть на стендах под открытым небом все марки УРАЛов и всех директоров завода.
Двигаясь по проспекту Автомобилестроителей, проехали весь город и свернули в его старую часть. Это место для любителей старины и даже руин. Одной было бы страшно. Первые дома старого города — каменные постройки примерно 200-летней давности — принадлежали золотоискателям.
В постройке стен, хозяйственных и противопожарных сооружений использовался миасскит (очень плотный гранит), наряду с гранитом и шпатом. Река Миасс, некогда судоходная, была запружена, и пруд стал вотчиной золотодобытчиков с 1820-х гг. Говорят, и сегодня еще находят золото.
Для того чтобы попасть в Ильменский минералогический заповедник, созданный в 1920 г. В.И.Лениным, пришлось немного вернуться. Первым делом осмотрели памятник вождю и огромный музей — одну из 5 крупнейших минералогических коллекций в России.
В музее ничего нельзя фотографировать, зато такое великолепие каменных изделий на продажу, что мы рисковали остаться без озера.
Ильменское озеро находится на границе с заповедником, так что и в заповедник заглянули, и еще одно отличное место купания освоили. Не такое прозрачное, как Тургояк, зато теплое.
Граница заповедника проходит также по Ильменскому хребту, на склоны которого можно подняться из города, что мы и сделали на следующий день (около 3-часов на подъем, фотосессии и спуск).
Город Златоуст
Впереди был почти целый день, и мы отправились в Златоуст (основан в 1754 г.) — самый высокогорный город Урала, центр оружейного дела и знаменитой гравюры на стали, родину нержавейки.
Город разместился на обоих берегах реки Ай, которые соединяет легендарный Петров мост. Бренд города – не только гравюра, но и гора Таганай, вид на которую открывается с нескольких точек.
Неподалеку от памятника ученому и металлургу П.П. Аносову (можно триллеры снимать о его работах над сталью) уникальный музей истории города с солидным отделом по истории златоустовской гравюры – от ее первоначального использования на холодном оружии до современных дизайнерских интерьеров и посуды.
Лучший экспонат, по-моему, это древнее вооружение (1830-1834), изготовленное для 12-летнего будущего императора Александра II (автор Бушуев И.Н.). Все можно фотографировать бесплатно!
В минералогическом разделе компенсировали все фотосессии, недополученные в Ильменах – природная живопись яшмы, окаменевшие древние растения, малахит, кристаллы — чувствую восторг Гимли в Блистающих Пещерах Агларонда.
Рейсовый автобус между Миассом и Златоустом курсирует часто и в пути находится около часа.
Город Касли
На следующий день надо было возвращаться в Екатеринбург, но как по пути не заехать еще в один город мастеров. Касли (основан в 1747 г.) знаменит художественным чугунным литьем из чугуна. Решетки скромной набережной, говорят, даже каминные решетки на местных дачах отлиты из чугуна. Музей, конечно, интересный, но после каслинского чугунного павильона, к которому мы с детства привыкли в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, трудно удивить. Приобрести чугунные сувениры – другое дело!
Порыбачить на знаменитом у рыбаков озере Касли не удалось, зато на своротке к Екатеринбургу, на не менее знаменитом рыбном рынке, купили уже копченых лещей. Весь наш маршрут можно проделать и рейсовыми автобусами, даже меньше волнений.
Вот так и получилось, что за три дня мы охватили три мастеровых уральских города, три чистейших озера и три незаурядных музея, а в багажнике с нами спешили в Екатеринбург чугунные собаки, гравированные пейзажи и тихо позвякивали яшмовые, агатовые, хрустальные бусины ожерелий и браслетов.