День рождения мой прошедшего года прошёл в неутрамбованных весях. Возвращаясь из Архангельска, заехали в город под названием Каргополь. Две ночи в отеле я попросила — ну хоть 31 июля выспаться, не скакать же по трассам.
Каргополь – маленький древний городок с населением почти девять тысяч человек. Находится на юге Архангельской области, название имеет из кривой топонимики с прибалтийско-угорско-финского. Получается либо Karhupeldo — «медвежья сторона», либо от «карго», что означает в русских северных диалектах «ворону», — «воронье поле». Выбирайте, что хотите.
Первое упоминание в летописях о Каргополе – в XII веке. Сначала каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, потом перешло под власть Новгородской республики. В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой когда-то квадратный острог, называемый жителями «Городком», «Валом», «Валушками». Сейчас это городской квартал, обнесённый поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов. Здесь не было бомбёжек Великой Отечественной Войны, потому сохранены старинные дома и историческая атмосфера.
Город расположен на левом берегу реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче, в 80 км от железнодорожной станции Няндома, в 493 км от Архангельска. Расстояние до Москвы 831 км, до Санкт-Петербурга — 640 км.
Город Каргополь можно назвать провинцией и попытаться перенестись в другое время, шагая по его улочкам, но можно назвать городом-музеем и насладиться древним каменным зодчеством и деревянной архитектурой. На небольшой территории множество памятников, церквей, монастырей. Кроме того, Каргополь считался центром иконописи в стиле северного письма.
Дорога от Архангельска уступает федеральным трассам, кое-где и асфальтом уступает. Доехали за пять часов, добрались до отеля и поселились на первом этаже небольшого здания. Отель называется «Каргополь», хотя по всем картинам и экспонатам, развешанным по стенам, лучше бы поменять название.
Чисто, аккуратно, тихо. Есть чайник в номере. Но поесть в отеле не удалось – кроме махонького бизнес-ланча в гостиничном кафе «Егерь» (что я там про названия говорила?) не было ничего. Это был первый звоночек. Ладно. Выпили кофе и пошли по городку, надеясь обрести еду по дороге.
Деревянные скульптуры верно отражали состояние голодного организма.
В городке есть две древних площади – Соборная и Красноармейская.
В ансамбль Соборной площади входят Христорождественский собор, колокольня, Введенская церковь и церковь Иоанна Предтечи.
Христорождественский собор (1552‑1562) – древнейшее каменное здание в городе. Возведение главного собора Каргополя относится к царствованию Ивана Грозного.
Главным достоянием храма являются иконы XVI века и сохранившийся из прежней росписи собора фрагмент фрески на западной стене с изображением страшного суда. Древняя часть собора отражает характерные черты русского каменного зодчества XVI века – от простоты до монументальности.
Двухъярусная Соборная колокольня (1772‑1778) построена была при императрице Екатерине. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке, но эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго‑восток, вызывая недоумение и противоречивость. В таком виде колокольня мирно простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Не только крест пострадал, сама колокольня частично обрушилась и была восстановлена в 2004 году. Колокольня изначально относилась к Христорождественскому собору, но на ней висели колокола четырех церквей, стоящих на площади, – для каждой церкви звонили свои колокола. Высота трехъярусной колокольни 61,5 метр.
Церковь Иоанна Предтечи была построена непосредственно перед пожаром в 1751 году. Это самый большой в городе по высоте и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов ‑ с двумя барабанами и двумя луковками, что нехарактерно для архитектуры Севера.
Введенская церковь — несколько неуклюжая по пропорциям одноглавая двухэтажная белокаменная церковь, выдержанная в строгом архаичном стиле, XVIII века. В настоящее время здесь располагается экспозиция историко-архитектурного и художественного музея.
Второй православный центр города находится на Красноармейской площади, здесь высятся три храма: Церковь Рождества Богородицы, Благовещенская церковь, Никольский храм.
Церковь Рождества Богородицы построена в 1680 году на средства купцов Андрея и Климента Пометяевых — бесстолпный, одноапсидный, крестоообразный в плане, пятиглавый храм с двумя чуть пониженными по отношению к главному помещению приделами. Устремлённые в небо изящных пропорций маковки на тонких барабанах, своеобразие декоративного оформления.
Стройные барабаны храма украшены изящной аркатурой и пояском. Широкий ажурный карниз основного куба, состоящий из зубчиков, поребриков, ромбиков, валиков, совсем не похож на орнаментальные пояски, охватывающие сверху апсиды, приделы, паперть. Поразительно разнообразны по форме и наличники окон, ни один из них не повторяет другого: у одного зубчатое завершение, у соседнего — стрельчатое, у иных — килевидное, полуциркульное.
Церковь миниатюрна, изящна, богата каменной резьбой. Недаром это храм издавна именовался «предивным». Церковь Рождества Богородицы — единственный во всем Каргополье действовавший в советское время приход.
Благовещенская церковь, построенная в 1692 году, обладает потрясающим разнообразием размеров, форм и — особенно — богатством отделки окон и наличников. Все фасады Благовещенской церкви отличаются друг от друга (как в некоторых московских храмах XVII века), ни одно из окон не повторяет другое. Стены церкви сплошь украшены белокаменными узорами, особенно с восточной стороны. Узорный карниз, нарядные оконные наличники, подвесные гирьки в пролетах некоторых окон и кружево железных кованых решеток в них при мерцании пятен света и тени, создаваемых сочетанием выступающих и отступающих вглубь деталей орнамента, — все это придает церкви сказочный вид.
Церковь Николая Чудотворца (1741 год) является пятиглавой, неоднократно достроенным и перестроенным белокаменным зданием, состоящим из двусветного четверика с тремя апсидами, трапезной, притвора и крыльца. Однако будущие красноармейцы учились стрелять в Никольском храме, приспособленном в 1930-е годы под тир, и разрушили все главы храма. Позже одну главу восстановили.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев построена в 1814‑1816 годах на деньги выходца из Каргополя петербургского купца Степана Копосова, последнее крупное сооружение города. Каменная церковь построена в новом классическом стиле.
Пространственная композиция здания проста ‑ это вытянутый по продольной оси прямоугольник, составленный из объемов храма и трапезной. Храм увенчан массивным круглым барабаном, обработанным колоннадой, и перекрыт плоским куполом. В церкви сказались и местные традиции: прямо на кровле трапезной поставлена маленькая колоколенка именно так, как ставили звонницы народные мастера на деревянных церквах‑часовенках.
Воскресенская церковь, построенная в XVII веке, – единственная в городе, сохранившая позакомарное (какое интересное слово!) покрытие, полукруглые арочные завершения стен и внутренних сводов храма, закомары. Каменные узоры на окнах не повторяются, так как выполнялись они разными мастерами. От центральной апсиды в восточной, алтарной, части отходит трещина, разорвавшая толщу стен и сводов храма. Древние мастера не могли полностью учесть будущих подвижек почвы под основанием церкви, поэтому дополнительно скрепляли стены горизонтальными коваными из железа тяжами.
Но!
В этом городе, кроме древних храмов, есть другая особенность. Жрать в Каргополе негде. (Слово «есть» забыто на время пребывания в этом месте.) В отеле вечером предложили тот же бизнес: обед с порциями для лилипутов. «Так во время ковида сократили порции…» В одном кафе просто нет ничего, в другом не знают, что такое винная карта, в третьем как-то накормили. Но это вот на снимке, товарищи, это пицца! С беконом. С кем???
На следующий день — ровно тоже самое. Только ещё и поездка без асфальта и без интернета куда-то в Ошевенское. Спасли закачанные ещё дома карты в гугле. И пара магазинов «Магнит» в городке. В магазинах есть колбаса, хлеб, масло и шоколад.
К северу от Каргополя расположено село Ошевенское, а рядом с ним Александро-Ошевенский монастырь, основанный в 1460 году христианским подвижником Александром Ошевенским.
Дороги-то нет. Только исключительность машины позволила ей перепрыгнуть странного вида канаву на древнерусском пути посреди вечного болота. Два раза перепрыгнуть, потому что, спасибо оффлайновским картам гугла, пришлось возвращаться и сворачивать в иную сторону. Иначе так бы и остались посреди трясин и летней зелени.
Монастырь Александро-Ошевенский включает Собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь, каменную ограду с башенками, монашеские корпуса. Паломники идут к камню со следами, похожими на человеческие ступни. Считается, что это отпечатки ног преподобного Александра. Утверждают, что, если встать на них босыми ногами, можно избавиться от болезней.
\
Ошевенский погост. Погост у поморов – это просто деревня, с кладбищем не связан был.
Церковь Василия Блаженного в деревне в Архангельской области. Бывший православный храм, построенный в 1824 году, деревянный памятник архитектуры. Церковь являлась частью ансамбля-тройника Чухчемско-Ильинского погоста, наряду с колокольней и несохранившейся девятиглавой Ильинской церковью. Объект культурного наследия России.
После езды по лесным тропам заехали на автомойку хоть как-то отмыть машину.
Немедленно ко мне притрусила овца. Сначала овца решила, что она кошка. Всовывала то, что считается у неё лбом, в руку, ждала не то ласки, не то пожрать.
Поняла, что не дождется — и решилась боднуть. Чем?!
Получила по загривку — и сбежала. Овца есть скотина.
Зато встретился «Магнит». В нем нашлись торт и какая-то колбаса. Можно сказать, что день рождения удался.