Узбекистан посещают по двум причинам. Первая – оказаться в сокровищнице архитектурных памятников древнего Востока. Вторая – насладиться узбекским пловом и прочими гастрономическими достопримечательностями. Два города, которые посетить хочется – Самарканд и Бухару.

Можно прилететь сразу в Ташкент, а потом узбекским скоростным поездом Афросиаб добраться за два часа до Самарканда.

Но можно прилететь именно в Самарканд – и сразу оказаться внутри архитектурно-исторической сокровищницы, в одном из древнейших городов мира, основанном в середине VIII века до н. э, в ключевом пункте Великого шёлкового пути между Китаем и Европой, в центре средневековой науки Востока.

Самарканд

Самарканд расположен в долине реки Зерафшан в окружении Памиро-Алайских гор на юго-востоке Узбекистана. Третий город в Узбекистане по величине, считается самым интересным туристическим местом страны.

История Самарканда начинается с древнего царства Согдианы. Отсюда и Афросиаб – название Самарканда на прежнем языке. Государства сменяли друг друга, город оставался. Отстраивался, разрушался и отстраивался снова. Период наивысшего развития Самарканда – правление Тимура, Тамерлана, Хромого беса. Тимур не только грабил города и уничтожал все на своем пути. Он никогда не трогал архитекторов, ювелиров, кузнецов, философов, представителей искусств. Всех этих людей кровавый дух войны охранял и привозил в Самарканд, украсив свою столицу прекрасными дворцами. Это и мечеть Биби Ханум, дворец Ак-Сарай, мавзолей Гур-Эмир, архитектурный комплекс Шахи-Зинда. Вокруг Самарканда было возведено 14 прекрасных садов с дворцами и фонтанами.

На том и остановимся. После Тамерлана и Улугбека снова пришли другие царства, ну а в 1868 году город завоевали русские войска.

История Самарканда бурная и разнообразная, однако город нисколько не утратил ни самобытности, ни неповторимого облика. В 2001 году город с его историческими архитектурными и археологическими памятниками внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд — перекрёсток культур».

Начать знакомство с Самаркандом следует с Регистана.

Регистан — площадь в центре города, окруженная комплексом из трёх медресе, знаменитым архитектурным ансамблем XV—XVII веков, один из ярчайших примеров исламской архитектуры. В центре ансамбля медресе Улугбека (1417—1420 гг.), медресе Шердор (1619—1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646—1660 гг.). Площадь считается сердцем древнего Самарканда, её название переводится как «песчаное место», впрочем, как у всех подобных площадей на Востоке. В древности она действительно была покрыта песком. На открытом пространстве власти собирали народ, здесь велась торговля, проводились праздники, публичные казни и сборы армий.

После Тамерлана и дворцовых сует правителем стал Улугбек, выдающийся ученый своей эпохи — родной внук Тамерлана, кровавого духа войны. Астроном и математик. В эпоху правления Улугбека Самарканд стал одним из центров науки средневековья. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.

В 1417—1420 годах Улугбек построил в Самарканде медресе, которое стало первым строением в архитектурном ансамбле Регистан. На щековой стене портала медресе есть надпись, гласящая: «Основатель этого здания науки – великий султан, сын султана, удовлетворитель мира и веры Улугбек Гураган».

Вокруг Улугбека возникла целая научная школа, объединившая лучших астрономов и математиков — Гиясиддина Джамшида Каши, Казизаде Руми, ал-Кушчи.

В 1428 году закончили строительство обсерватории Улугбека со стенным квадрантом, с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°, равного ему в мире в то время не существовало. В 1437 году был составлен Гурганский зидж — каталог звёздного неба с описанием 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52° (наиболее точное измерение). Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы», завершенные в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре перевели на латинский язык и сделали пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы. Точность этих таблиц превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе.

В Самарканде в те времена жили историк Хафизи Абру, написавший замечательный труд по истории Средней Азии, знаменитый медик Мавлоно Нафис, поэты Сиражиддин Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахши другие.

А потом Улугбек погиб. Через пару десятилетий обсерватория прекратила работу, но растащили не все кирпичи. Стараниями В. Л. Вяткина в 1908 и 1914 годах было найдено местонахождение остатков обсерватории Улугбека и произведены их первые раскопки. Даже остатки стенного квадранта нашлись.

Гур-Эмир, «могила повелителя» — усыпальница Тимуридов. Тут похоронены Амир Тимур, два его сына — Шахрух и Мираншах, его внуки, Мухаммед-Султан и астроном Улугбек, а также духовный наставник Тамерлана.

Соборная мечеть Биби-Ханум. В 1399 году её начали строить по приказу Тамерлана, который вернулся из победоносного похода в Индию. Биби-Ханум стала самой большой мечетью во всей Средней Азии. Её размер сопоставим с Миланским собором. Но через несколько лет после окончания строительства здание начало разрушаться под собственным весом, а после землетрясения 1897-го года — превратилось в руины, как и многие постройки Самарканда. Восстановить мечеть из руин удалось только в конце прошлого века. Благодаря великому искусству фотографии и снимкам фотографа Сергея Прокудина-Горского, сделавшему большой репортаж о Самарканде в 1907 году с реалистичной передачей цвета местной архитектуры, удалось почти воссоздать оригинальную мозаику и роспись на древних зданиях, отстроить памятники после землетрясений.

мечеть Биби-Ханум

Мемориальный комплекс Шахи-Зинда – очень известное место на мусульманском Востоке, целый комплекс из более чем двадцати мавзолеев в Самарканде. Их постепенно пристраивали друг к другу в течение XIV — XV веков. Шахи-Зинда переводится как Живой царь, потому что существует легенда про двоюродного брата пророка Мухаммеда – Куссаму ибн Аббаса. Во время сражения с язычниками он был смертельно ранен, но ему явился дух святого Хазрет Хызра и спрятал Куссаму ибн Аббаса в колодец, наполненный чудодейственной водой. Тот выздоровел и получил бессмертие. Если от легенды отвлечься, то основан Шахи-Зинда был тюркской династией Караханидов, затем на протяжении девяти веков хоронили Караханидских и Тимуридских знатных особ.

Здесь можно увидеть фотографии и описание Самарканда.

В Самарканде надо насладиться не только историческими достопримечательностями, но и роскошной узбекской кухней.

Что поесть в Самарканде

На первом месте, разумеется плов. Настоящий плов по-узбекски, известный также как «Ош», имеет много секретов в технологии приготовления и является классическим главным блюдом в странах Центральной Азии. В Самарканде, Бухаре, Ташкенте и других городах рецепты и способы приготовления отличаются – плов получается разным. Тут и сухой, белый самаркандский плов, и свадебный плов с нутом, изюмом и гранатом, и темный, насыщенный ташкентский плов. В узбекском плове все продукты готовятся вместе в одном казане. В составе рис (иногда с нутом, машем или пшеницей), баранина, лук и морковь, обжаренные на каленом масле или курдючном жире, смесь пряностей. Но главное в плове – мастерство автора. Каждый уважающий себя мужчина должен уметь приготовить плов. Плов в Узбекистане принято подавать на большом блюде для нескольких человек.

Лагман. Очень сытное, простое по составу, но при этом вкуснейшее блюдо. Его готовят из баранины и овощей с лапшой ручной работы. В Узбекистане можно попробовать два типа лагмана: чузма-лагман (тянущийся) и кесма-лагман (резаный). В каждом регионе есть свои тонкости приготовления. Кто-то подает лагман густым как рагу, кто-то – жидким, почти как суп. В любом случае, вкус остается восхитительным.

Манты. Их готовят на пару. Тесто очень тонкое, нежное. Если лепка ручная, они, как правило, будут скреплены крест-накрест, конвертиком. Начинку узбеки любят готовить из баранины, иногда из других видов мяса, к которым часто добавляют курдючное сало или тыкву. Манты принято подавать с катыком (кисломолочный продукт, напоминающий кефир) или жареным луком.

Дымляма. Жаркое по-узбекски готовят из мяса, залитого крутым бульоном или топленым курдючным жиром. На мясо слоями укладывают тушеные овощи, нарезанные крупными кусками: капусту, картофель, мук, перец, баклажаны, морковь и другие. Их всегда много. Смесь щедро сдабривают ароматными пряностями и долго томят в казане на медленном огне, чтобы мясо хорошенько пропиталось овощными соками.

Шурпа. Шурпу считают национальным блюдом не только в Узбекистане. Готовят шурпу по-разному: где-то ее подают в виде густого мясного супа, а где-то, как жаркое. Главное в шурпе, что в составе всегда есть крупные куски жирной баранины, картофеля, лука, моркови. Отличительная особенность узбекского варианта – большое количество зиры и базилика.

Самса. Пирожки из домашнего слоеного теста с большим количеством сочной начинки. Их всегда пекут в тандыре, поэтому на улице, в кафе или на базаре самсу можно попробовать еще горячей. Начинку для классической самсы принято нарезать, а не перемалывать в мясорубке. Самый популярный вариант выпечки – с бараниной. Также есть варианты с говядиной, курицей, картошкой, тыквой. В составе обязательно присутствуют специи, а сверху – чаще всего черный кунжут.

В Самарканде, Ташкенте можно найти гастрономические экскурсии, где опытные гиды приведут менее опытных туристов в изумительные места с отменной едой. Про экскурсии подробнее тут.

И помидоры! Да! В Узбекистане помидоры настоящие, вовсе не те зарафинированные экспонаты, которые продают в русских супермаркетах. Особенно на базарах.

Например, Сиабский базар расположен недалеко от мечети Биби-Ханум. Вход на эту огромную торговую площадь выполнен в виде трехстворчатой арки с мозаикой в сине-голубых тонах. Базар располагается в крытых павильонах, поэтому его можно посещать в любую погоду. Ряды условно разделены по роду товара — отдельно продают овощи (и помидоры, да). Рядом располагаются один за другим продавцы с фруктами. Отдельно продаются сухофрукты, местные и импортные орешки, всевозможные восточные сладости. И заманивают своими ароматами ряды с разноцветными специями — кунжут, зира, кориандр, куркума, барбарис, молотые сушеные помидоры, привозные шафран, гвоздика, черный и красный перец, мускатный орех, корица. Кроме этого есть и ряды с приготовлением еды, и ряды ремесленников, наполняющих базар звуками своих инструментов. Посетить Самарканд без посещения Сиабского базара – досадная ошибка, которую никак нельзя допустить.

«Афросиаб» из Самарканда прибывает в Каган — небольшой город-спутник Бухары, где расположен железнодорожный вокзал.

Бухара и её сокровищница

Каждый молится богу на собственный лад.

Всем нам хочется в рай, и не хочется в ад.

Лишь мудрец, постигающий замысел божий,

Адских мук не страшится и раю не рад.

 

Мир — мгновенье, и я в нем — мгновенье одно.

Сколько вздохов мне сделать за миг суждено?

Будь же весел, живой! Это бренное зданье

Никому во владенье навек не дано.

Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,

Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,

Ни былой, ни грядущей минуте не верь,

Верь минуте текущей — будь счастлив теперь!

/Омар Хайам/

Этот город гордится тем, что жили в нём и Омар Хайам, и Ходжа Насреддин. В Средневековье Бухара являлась крупным центром исламской теологии и культуры. К тому же, через город проходила одна из трасс Великого шёлкового пути, соединявшего Средиземноморье с Дальним Востоком.

…И тогда Ходжа Насреддин за небольшую плату обещал купцу сделать его сказочно богатым посредством магии и волшебства. Для этого купец должен всего лишь просидеть в мешке с рассвета до заката без пищи и питья, но главное: в течение всего этого времени он должен ни разу не подумать об обезьяне, а иначе — всё насмарку.

Небольшую плату Насреддин получил сразу, а у купца всё пошло насмарку. Никогда не думайте об обезьяне!..

Три тысячи лет стоит на земле древняя Бухара – воплощение магии Востока и человеческого таланта, потому атмосферой древности город пронизан полностью. Если знать маршруты, либо идти туда, куда тянет душа.

Что можно сделать в Бухаре? Увидеть её архитектурные памятники и музеи, побывать в роскошном дворце бухарского эмира, попариться в хамаме, поторговаться на базаре и увезти с собой сувениры. Наесться узбекских блюд, приготовленных по-бухарски (например, плов оши-софи из медного казана), с досадой понимая, что всего сразу не съесть.

Экскурсии в Бухаре

В Бухаре есть современное колесо обозрения, чтобы удивительный город можно было увидеть сразу. Памятники старины не стоят особняком среди современных зданий, люди живут в этой старине, как и их предки жили до них.

Путешествие наше начнём мы с цитадели Арк, резиденции эмиров. На территории Арк находится главный музей города – Бухарский государственный архитектурно-художественный, где находятся теперь ценности эмиров.

Можно подняться на недавно восстановленную Шуховскую башню (да, как выяснилось, Шуховская башня не только в Москве существует). Со смотровой площадки открывается вид на центр, медресе и минареты.

Шуховская башня в Бухаре

Если повернуться лицом к цитадели Арк, то справа можно увидеть высокий минарет Калян, возведенный в 1127 году. С тех самых пор более высоких зданий в Бухаре не строили. Минарет потрясающе красив ночью, когда он весь освещён.

минарет Калян

Минарет входит в архитектурный ансамбль Пои-Калян вместе с мечетью и медресе Мири-Араб, когда-то бывшей исламское образовательным, духовно-просветительским и мемориально-культовым сооружением XVI века. Мечеть считается второй по размерам в Средней Азии (после самаркандской Биби-Ханым).

— Как можно стать умным? — спросили Насреддина.

— Если при тебе говорит умный человек, — отвечал мудрец,— ты прислушайся к его словам. А если тебя слушают, то прислушайся к своим словам. Вот тогда и станешь умным.

С крепостной стены открывается впечатляющий вид на город. А рядом находится мрачный зиндан, где сейчас, к счастью, всего лишь музей, наглядно объясняющий, как надо правильно пытать пленников.

От Пои-Калян продолжаем движение в глубь старого города, органично перетекающий в жилые кварталы (махалли). Стоит зайти в традиционный крытый базар, ближайший к площади Токи-Заргарон. В общем, весь центр Бухары представляет собой один большой базар, где можно купить сувениры, ремесленные предметы и знаменитые ковры ручной работы. Только из уважения к продавцам нельзя забывать торговаться. В Торговых куполах как торговали в средневековье, так и продолжают это делать по сей день.

К ключевым достопримечательностям Бухары относится и парк Саманидов с мавзолеем, принадлежащем это династии, построенный на рубеже IX и X веков. Здание — одно из первых сохранившихся сооружений, целиком построенных из жжёного кирпича. А вот на стенах мавзолея Саманидов знаки представляют собой сложную геометрическую композицию, состоящую из встроенных друг в друга квадратов и круга в середине, являются особой разновидностью буддийско-манихейской мандалы, что можно рассматривать как символы буддизма и как доказательство буддийского происхождения мавзолея.

парк Саманидов

На выходе из старого города можно увидеть мечеть Магоки-Аттари, стоящую ниже уровня земли более, чем на 4,5 метра, в углублении. Ступени, поднимаясь вверх, ведут к зданию, но в Бухаре можно ощутить обратное — ступени идут вниз. Чем древнее памятник, тем ниже идут ступени. В 1930-х годах советские археологи на глубине 4,5 метра обнаружили сохранившийся с XII века южный фасад, главную достопримечательность мечети. В его оформлении применены фигурные кирпичные кладки, резные кирпичики и терракотовые плитки.

Это одно из старейших зданий в городе, построенное в X веке. Среднеазиатский историк Абу Бакр Мухаммад ибн Джафар ан-Наршахи в «Истории Бухары» (943 год) отмечает, что мечеть была построена на месте храма огня, который существовал еще до прихода ислама. Скорее всего, это был зороастрийский храм, используемый согдийским населением доисламской Бухары. В наше время от оригинальной мечети Мах не осталось никаких следов, за исключением фрагментов алебастрового декора и следов кирпичной кладки, найденных во время археологических раскопок.

В Бухаре до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами в Магоки-Аттари. Тут существуют две версии. По одной версии бухарские евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой — евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Второй версией можно объяснить обычай бухарских евреев заканчивать утреннюю молитву словами «Шалом алейхем» («Мир вам»). У европейских евреев, понятное дело, такого обычая нет.

Между еврейским кварталом и пешеходной частью старого города находится Ляби-хауз — одна из центральных площадей города, центр одного из пяти главных ансамблей Старой Бухары, расположенных ярко выраженной диагональю (возможно, дорога на Самарканд) с юго-востока на северо-запад: Ляби-хауз, Торговые купола, Пои-Калян, Арк и парк Саманидов.

Ансамбль Ляби-хауз (XVI-XVII вв.) — одна из центральных площадей Бухары, где вокруг крупного искусственного водоема (длина 42 м, ширина 36 м, глубина 5 м) сгруппированы медресе Кукельдаш (1568 г.), ханака и медресе Диван-Беги (1622 г.). «Ляби-хауз» переводится как «берег бассейна». Именно в этом бассейне бухарские водоносы, спускаясь по каменным ступенькам, набирали воду для населения.

Активная торговля и совершение сделок осуществлялись именно здесь из-за непосредственной близости с центральной торговой улицей, а также из-за того, что это было (при густой застроенности Бухары) одним из редких мест с открыты пространством.

И как же теперь обойтись без Улугбека? Медресе Улугбека находится в историческом центре Бухары, воздвигнуто в 1417 году внуком Тамерлана. Это самое древнее из сохранившихся трёх медресе, построенных Улугбеком — в Бухаре, Самарканде и Гиждуване. Бухарское медресе, религиозное училище, которое Улугбек хотел видеть в качестве «университета», самое древнее и гармоничное. Здесь были заложены основные традиции преподавания математики, астрономии, богословия и философии. Находится напротив медресе Абдулазиз-хана, составляя с ним единый архитектурный ансамбль, «кош медресе».

Мавзолей Чашма-Айюб или «Источник Айюба (Иова)» — одно из самых загадочных зданий Бухары, традиционно почитаемое место, колодец с источником, по преданию, возникшим по воле библейского Иова-Айюба. Здание необычного облика и устройства, со сложной строительной историей.

Легенда гласит, что еще до возникновения Бухары люди, населявшие эту местность, умирали от жажды. Увидев странствующего Иова, они попросили им помочь. Иов воткнул посох в землю во времена великой засухи, и прямо из земли забил живительный источник с прохладной прозрачной водой, имеющей целительную силу. Сюда приезжают со всего мира ради исполнения желаний.

Мавзолей в форме продолговатой призмы возведен прямо над источником, неподалеку от мавзолея Саманидов и руин древней крепостной стены. Постройку украшают купола разной формы, а над основным помещением с источником расположен двойной купол с конической шапкой в виде шатра.

Кроме описанных выше мест, в Бухаре очень и очень много памятников. Ходить можно долго и бесконечно по узким улочкам между глинобитными стенами в древней части города, проскользнуть в старинные ворота, ощутить прохладу глинобитных стен и пообщаться с доброжелательными и открытыми местными жителями. А после прогулок можно расслабиться и отдохнуть в знаменитых Бухарских банях. Средневековые банные комплексы — уникальные архитектурные памятники — особая достопримечательность Бухары, начиная с глубокой древности.

После отдыха и вкусной еды придется собираться в дорогу. От Бухары до Москвы летают самолеты, поэтому не надо возвращаться в Самарканд.

Бухара – город-сказка. Восточная, красивая, старинная и современная одновременно.

Не бойся, друг, сегодняшних невзгод!

Не сомневайся, время их сотрет.

Минута есть, отдай ее веселью,

А что потом придет, пускай придет!

/Омар Хайам/

 



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 5

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Suanta

Комментарии: 13Публикации: 10Регистрация: 11-11-2023