В северных лесах можно встретить не только грибы с ягодами, зайчика и лису, но и подводную лодку. Настоящую, да.
Слово Вытегра происходит от финно-угорского языка (племена чуди, веси, лопи, которые жили здесь давным-давно) и переводится как «озерная река». На реке Вытегре и на Волго-Балтийском водном пути находится небольшой городок тоже с названием Вытегра. Населения в городке примерно 10300 человек. Город расположен в пятнадцати километрах от Онежского озера, в полутора сотнях километров от железнодорожной станции Подпорожье и к северо-западу от Вологды на триста сорок километров, считается самым северным городом Вологодской области, хотя за свою историю с 1496 года относился к разным губерниям.
Древний водный путь, проходивший по системе рек и озер, связавший Балтийское и Каспийское моря, использовался для торговли с IX века торговыми людьми Великого Новгорода. Главным препятствием был волок между реками Вытегрой и Ковжей, через который грузы приходилось доставлять гужевым способом. Петр Первый, изучив вопрос и историю, захотел создать водную дорогу, соединяющую верховья Волги с Балтикой. Новой столице, Санкт-Петербургу, нужна была система каналов, бесперебойно снабжающая город всем необходимым из Волжского бассейна. Это и было самое начало строительства Великого водного пути, переименованного впоследствии в Волго-Балтийский. Петр Первый предпринял попытку строительства канала между реками Вытегра и Ковжа, чтобы сделать путь полностью судоходным.
Задуманный Петром Великим проект после смерти императора не вспоминали сто лет. Воплощаться в жизнь идея начала с 1779 года при поддержке супруги Павла I Марии Федоровны, в её честь новый канал стал именоваться Мариинским. Инженерами при строительстве канала была реализована сложнейшая задача — при помощи каскада многокамерных шлюзов и полушлюзов, плотин и водоспусков был преодолён водораздел высотой 92 метра со стороны Балтийского моря. Первый, построенный в 1810 году, канал превратил Вытегру в Северные ворота водной артерии, а Череповец — в ворота Южные. И с тех времен Вытегру иногда называют портом пяти морей, однако ни одного моря здесь не было никогда.
В городке есть четыре музея: краеведческий, «Водные пути Севера», рассказывающий о Волго-Балте, самом грандиозном гидротехническом сооружении в мире, музей Николая Клюева, известного русского поэта начала XX века и «Подводная лодка Б-440», самый известный.
Музей «Подводная лодка Б-440» создан на базе боевой подводной лодки 641 проекта (по классификации НАТО — «Фокстрот»).
Заложена дизель-электрическая подводная лодка 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.
16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211 бригады подводных лодок 4 эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971—1972, 1973—1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.
В январе-июле 1988 года осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с Б-396 «Новосибирский комсомолец» и Б-401 «Новосибирск».
12 августа 1989 года на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при голосовых переговорах капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
В 1990—1995 гг. проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году переведена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25 бригады подводных лодок 4 дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея города Вытегры. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, завершенное в 2005 году. При реконструкции боевой лодки в музей удалось максимально сохранить механизмы, оборудование и боевые посты. Сохранена полностью большая часть отсеков, остальная часть использована для экспозиции музея.
В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. В Вытегорском заливе были произведены дноуглубительные работы, после чего Б-440 ошвартовалась у береговой черты по адресу: город Вытегра, улица Комсомольская, 15.
10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков и была открыта для посещения. Командиром корабля-музея стал ветеран Тихоокеанского флота капитан 3 ранга Валерий Hазаренко.
Музей работает летом — с 1 июня по 31 августа, с 9 до 19 часов без перерыва на обед и на выходные дни. Посетители музея «Подводная лодка Б-440» могут узнать о принципах действия механизмов лодки, предназначении кают-компаний, несения службы и быта моряков-подводников, пройти по семи отсекам, заглянуть в каюты командира и офицеров.
Есть третий отсек, который называется центральным командным постом. Все приборы там предназначены для управления подводной лодкой, ведения боевых действий, маневрирования подлодки по курсу, глубине и скорости, определения местоположения корабля, связи центрального поста со всеми отсеками.
Рядом с подлодкой есть и второй корабль – рейдовый катерный тральщик проекта 361Т.
После насыщенного туризмом и познаниями дня, выясняется, что переночевать в Вытегре – можно. И даже очень уютно.
В центре исторической части города, на месте Вянгинской пристани, стоит гостиница неожиданного вида.
Это арт-отель «Wardenclyffe Volgo-Balt» – четырехэтажное здание с башней «Маяк». Первая беспроводная телекоммуникационная башня, созданная Николой Теслой, называлась Wardenclyffe – первая часть названия отеля. Вытегра расположена на Волго-Балтийском канале – вот и вторая часть названия.
В отеле есть разные номера, со своим дизайном и названием, историей, с собственной ванной комнатой (а это важно — отвыкли от гостиниц с общими санузлами), кондиционером, который в жаркое нынешнее лето оказался необходим, беспроводным высокоскоростным интернетом и телевизором. Рядом с отелем большой парк и набережная.
В отеле можно подняться на смотровую площадку маяка. По разнообразным лестницам, минуя библиотеку. Постоять там, насладиться прекрасными видами сверху и потрясающим закатом.
Внизу отеля находится ресторан с отличной кухней как в русском, так и в европейском стиле. А позавтракать можно на летней террасе над набережной.
И продолжить путешествие.