Пещерные храмовые комплексы Аджанта и Эллора расположены в центральном индийском штате Махараштра. Круглый год со всего мира тысячи туристов приезжают сюда, чтобы посмотреть на непревзойденной красоты храмы, созданные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными скульптурами и колонами. Пещеры Аджанты и Эллоры включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Аджанта известна своей необыкновенной живописью, рассказывающей о светской жизни Индии. В Эллоре огромное количество уникальных барельефов, вырезанных на скалах, и повествующих эпизоды многовековой и мудрой индийской мифологии.
Эллора — это 34 пещерных храма, относящихся к разным религиям:
- 12 пещер на юге — буддийские,
- 17 в центре индуистские,
- 5 пещер на севере — джайнизм.
Аджанта — это только буддистский пещерный комплекс, представляет собой утес в форме подковы с 39-ю пещерами.
Как добраться
Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада. Ехать не больше часа. Поэтому Эллора более популярна у туристов. До Аурангабада же добраться можно прямым поездом из Дели или же поездом из Мумбаи.
По вторникам комплекс Эллоры не доступен для посетителей, а в Аджанте — это понедельник.
В каждый храм вход оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около 5$.
До Аджанты можно добраться из Аурангабада также на автобусе. Ехать около трех часов, примерно 50 км. Входной билет на территорю самого комплекса для иностранцев 250 рупий (для местных — 10).
Эллора, подробности
Пещерные храмы Эллоры были созданы в 6-11 веках нашей эры. Есть мнение, что сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту после нападения мусульман в XIV веке. В отличие от Аджанты Эллора имеет более выгодное место расположения — рядом проходят маршруты государственного значения. Ввиду чего сюда часто заезжали с визитом самые знатные лица и представители правящей династии Индии.
Храмы Эллоры создавались в совершенно иную историческую эпоху, при правлении Раштракутов. А эта династия имела большое влияние на мировой политической арене и обладала поистине несметными богатствами. Ввиду чего Эллора может похвалиться более сложным устройством храмов и непередаваемой красоты декоративным оформлением.
В отличие от Аджанты пещерные храмы Эллоры пострадали меньше от течения времени и завоевателей, большая часть памятников осталась нетронутой.
Храмы Эллоры:
Храм Кайласанатха
Самым впечатляющим из всех храмов — это Кайласанатха. На его творение ушло полтора века. Храм Кайласанатха полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около 2000 метров квадратных. Кайласанатха возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий гималайскую гору Кайлас, которая с точки зрения этих религий является духовным центром всего мироздания. Именно на Кайласе восседал верховный бог в индуизме — Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно этому богу. Здесь огромное множество статуй божества, изображений из индийской мифологии, искусно высеченных в камне.
Фасад и внутренние стены храма украшены барельефами с сюжетами индийских мифов. Их как бы защищает огромная стена, полностью покрытая рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения бога Шивы с олицетворением сил зла — Раваной.
Скульпторы очень точно передал все черты персонажей, и даже непосвященный с легкостью сможет понять соержание событий, запечатленных в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.
У ее подножья храма исполнены статуи львов и слонов. Причем слоны размещены так, что со стороны фасада видно только трех слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.
Состав горной породы, в которой весечен храм,похволил ему прекрасно сохраниться до наших дней.
Храм Тин-Тхал
Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным творением Эллоры. Но все же центральным здесь принято называть храм Тин-Тхал.
Этот храм имеет три этажа и представляет собой один из самых масштабных пещерных храмов в мире. В архитектурном отношении в Тин-Тхала все выполнено предельно просто и сдержанно.
Шестнадцатиметровый фасад украшен лишь мощными квадратными колонами, которые расположены в три ряда. Далее идет небольшой двор прямоугольной формы. Вход в этот двор через довольно узкие ворота, высеченные в скале. Потом каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого зала расположены грандиозные статуи, стоящие в полумраке. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.
Храм Рамешвара
Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать с Кайласанатха по богатству внутреннего оформления. Здесь все стены украшены изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны.
Попадаяв в храм Рамешвара, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии. Со стен смотрят каменные мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара просто по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.
Пещерные храмы джайнов
Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира — основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.
Аджанта
Чтобы увидеть храмы Аджанты мало приехать туда, а еще пройти по лестнице вверх. Многие росписи сохранились и тщательно оберегаются. Для чего в пещерах поддерживается климат, а фотографировать можно только без вспышек.
Когда-то в этих пещерах жили буддийские монахи, которые выбрали это место за удалённость от всех крупных населённый пунктов. Начало строительства в этих пещерах относят ко II веку до н.э. (при императоре Ашоке).
Храмы Аджанты предствляют собой квадратные залы, окруженные монастырскими кельями. Все пещеры пронумерованы цирами от 1 до 29. Совершенно определенно самыми красивыми считаются первая и вторая пещеры. Высота потолка в первой пещере достигает 6 метров, а ширина 12 метров.
Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты можно увидеть картины эротического содержания. Такое переплетение сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует во многих буддийских и индуистских храмах.
В XIII веке буддизм постепенно потерял своё значение в Индии. Численность монахов-буддистов значительно снизилась и они со временем ушли из Аджанты.
Пещеры Аджанты долгие века были спрятаны в дебрях гор. Они были открыты повтороно в 19-м веке англичанином. Вероятно поэтому здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.