Оно (чудо) появилось далеко не сразу. Речь идет о самом посещаемом музейном объекте Санкт-Петербурга. Это знаменитый Исаакиевский собор.Исаакиевский собор
То здание, которое мы имеем счастье посещать и каким любуемся снаружи и внутри, строилось около 150 лет и является четвертым вариантом храма.

История строительства Исаакиевского собора

Первый Исаакий

В 1710 году недалеко от Адмиралтейства из амбарного помещения было начато строительство деревянной скромной церквушки. Церковь строили в честь Петра Первого. Название «Исаакиевский собор» или просто «Исаакий» будущий храм получил по дате рождения царя – 30 мая. Этот день посвящается памяти святого Исаакия Далматского — монаха из Византии, которого глубоко почитал русский Царь. В 1712 году в Первом Исаакии венчались Петр и будущая императрица Екатерина Первая.

Второй Исаакий

В 1717 году вместо деревянной постройки начали возводить каменную. Первый камень заложил сам Петр Первый. Второй Исаакий был выстроен в стиле барокко. Внешне имел заметное сходство с Петропавловским собором. Здание простояло около 50 лет. За это время оно постепенно пришло в аварийное состояние. Фундамент постоянно подмывали волны Невы. Дело в том, что тогда гранитных набережных, сдерживающих воды реки, еще не было. А в 1735 строение ощутимо пострадало от пожара, который разгорелся от молнии, ударившей в шпиль.

Третий Исаакиевский собор

Настал час Третьего Исаакия. В 1768 году за дело взялся знаменитый архитектор Антонио Ринальди. В Санкт-Петербурге много зданий, созданных по его проектам и украшающих город. Задумка великого зодчего была прекрасна. Собор должен был быть увенчан пятью куполами, облицован мрамором. Колокольня собора возвышаться почти наравне со шпилем Адмиралтейства. Екатерина Вторая мечтала достойно почтить память Петра Первого. Но строительство собора так затянулось, что до окончания работ она не дожила. Ее сын Павел Первый эстетом не был, часть облицовочного мрамора, привезенного для внешних работ с Исаакием, он забрал для украшения собственной резиденции.

Ринальди отбыл за границу, но строительство собора нужно было как-то завершать. Дело было поручено зодчему Винценцо Бренна, но и он крайне торопился закончить проект. В итоге на прекрасном мраморном фундаменте, установленном Ринальди, Бренна соорудил нечто нелепое и кирпичное. И, к великому сожалению современников этой стройки, гармония начисто отсутствовала, любоваться оказалось нечем. Строительство к 1800 году было завершено, но крайне быстро Третий Исаакий стал разваливаться.

Четвертый Исаакий

В 1809 году Император Александр Первый объявил конкурс на лучший проект собора. Выбор пал на работу молодого архитектора из Франции Огюста Монферрана. Монферран предложил использовать основу, заложенную при Ринальди, а храм возвести пятиглавый классический. Путь от победы Монферрана в конкурсе до непосредственного утверждения проекта и начала приведения собора в гармоничный вид составил почти 10 лет. Строитель-гидравлик Модюи нашел серьезную ошибку в расчетах. Проект был скорректирован и все же утвержден. Новый собор начали строить в 1818 году, а закончили через 40 лет.

Четвертый Исаакий дался потом, кровью и большим количеством человеческих жертв. В своем неудержимом стремлении создать самый грандиозный и роскошный храм Николай Первый лично отслеживал, как продвигается строительство и выделял из государственной казны значительные суммы на него. Ну а результат всеобщих усилий мы можем видеть и по нынешний день.

Что представляет Исаакиевский собор внешне

Нынешний Исаакий – грандиозный храм о пяти главах в стиле позднего классицизма, но с некоторыми проявлениями неоренессанса, византийского стиля и с элементами эклектики. Высота собора 101.5 м, ширина – 97.6 м, длина – 111.3 м. 112 мощных гранитных колонн служат украшением строения. Великолепный рускеальский мрамор обнимает стены собора, а сам храм служит отличным фоном «Медному всаднику».

Вокруг купола на высоте более 40 м над землей находятся 24 колонны, составляющие колоннаду длиной 14 м и массой более 65 тонн! По двум винтовым лестницам в 200 ступеней можно подняться наверх и через 12 проемов восхищаться фантастическими видами города.

Исаакиевский собор

Внутренние интерьеры Исаакиевского собора

Основная задумка Монферрана при работах над внутренним убранством храма была основана на сочетании разноцветного мрамора при оформлении стен, пола, колонн. Роскошные же росписи находились непосредственно под главным куполом и сводами. В соборе есть 3 алтаря, посвященные Исаакию Далматскому, Екатерине Великомученице, Александру Невскому.

Большое внимание при облицовке внутренних поверхностей было уделено подбору цветовой гаммы. Верхняя часть стен – это белоснежный мрамор из Италии, а нижняя на контрасте – черный сланец. Колонны и разнообразные элементы декора исполнены в самых разных оттенках: нежно-розовый, насыщенный вишневый, изумрудный, охра, кирпичный. Великолепен и резной иконостас в обрамлении белого мрамора с малахитовой и лазуритовой отделками.

Под куполом Исаакия размещены 12 чудесных кариатид в виде удлиненных фигур ангелов, между которыми расположены искусные изображения апостолов.Исаакиевский собор

Интересно то, что скульптуры у внутренних дверей собора имеют явное портретное сходство со строителями, которые принимали участие в работах над собором.

На алтарном окне православного храма красуется витраж с изображением Воскресшего Христа площадью почти 30 на 10 квадратных метров. Витражи, как известно, более свойственны убранству католических соборов, поэтому появление этого элемента декора в храме православном было поистине революционным.Исаакиевский собор

А еще Исаакиевский может похвастаться уникальными панно и картинами начала 19 века общим количеством 150 предметов живописи.

Какие функции нес и несет Исаакиевский собор

Изначально собор действовал как кафедральный. Какое-то время при храме работало братство, осуществляющее благотворительную деятельность. А в 1909 году впервые прошла служба под всенародное пение.

После революционных событий Исаакиевский собор нещадно и неоднократно грабили. Новые власти пытались совсем закрыть храм. Но в результате колокола сняли и переплавили, а в помещении открыли антирелигиозный музей. Ночью с 11 на 12 апреля 1931 года в этом музее запустили маятник Фуко. Он стал символом «торжества науки над религией».

Во время Великой Отечественной войны в помещении хранились ценные вещи и экспонаты. Их привозили сюда из пригородных музеев Ленинграда, из Летнего дворца и из Исторического городского музея.

В нынешние дни проводятся интересные экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. Набирается группа 15 человек, и вы погружаетесь в историю собора, которую вам поведает грамотный гид. Почти все туристы поднимаются на колоннаду, откуда делают памятные фотографии и любуются видами на центральный Санкт-Петербург, Исаакиевскую и Дворцовую площади, а также на Неву и Петропавловскую крепость на той стороне реки.

Исаакиевский собор

Как доехать до Исаакиевского собора и режим работы

Ближайшие станции метро:

  • Адмиралтейская
  • Сенная площадь
  • Садовая
  • Спасская

Купол Исаакия виден издалека. Это и будет вам ориентиром.

Режим работы Исаакиевского собора

  • Время работы — 10:30 — 18:00
  • Среда — выходной
  • Время закрытия касс — 17:30

Вечерние экскурсии, рассказывающие о внутреннем убранстве собора, проводятся с 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 ежедневно, кроме среды.

Режим работы колоннады

(обратите внимание, он разнится в зависимости от периодов):

С 1 мая по 31 октября:

  • Время работы — 10:00 — 18:00 ежедневно
  • Время закрытия касс — 17:30
  • Ежедневно экскурсии «Вечерняя колоннада» — с 27 апреля по 30 сентября (18:00 — 22:30)

С 1 ноября по 30 апреля:

  • Время работы — 10:00 — 18:00
  • Выходной — третья среда месяца
  • Время закрытия касс — 17:30



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 1 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 1 час

ElenaCats

Комментарии: 45Публикации: 96Регистрация: 19-06-2019