Когда-то КБЖД входила в состав Транссиба. Ее путь пролегал вдоль левого берега Ангары до берега Байкала и огибал южный берег озера. В 50-х годах построили Иркутскую ГЭС и часть дороги вдоль Ангары ушла под воду. Железнодорожный путь стал тупиковым. Сейчас КБЖД идет от истока реки Ангары до Слюдянки.
КБЖД представляет собой творение рук человеческих, где на узкой прибрежной полосе вдоль Байкала удивительным образом воедино слились каменная кладка тоннелей и подпорных стенок с колоритом неповторяющихся скал. Склоны, обращенные на Байкал, как правило очень крутые, прорезанные узкими, но глубокими долами, а иногда почти вертикально стоят над озером.
Кругобайкальская железная дорога — уникальный объект, плод инженерный мысли
Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) — уникальное место не только для Байкала, но и в более обширном понимании. Она превзошла все построенные рельсовые пути в мире по количеству различного рода работ на 1 км пути и в то же время по праву считается красивейшей среди железных дорог мира. Вы обратили внимание на фразу — не в Германии, не в Швейцарии красивейшая железная дорога, а у нас, на Байкале!
Приводятся разные данные о сложность работ по прокладке этой дороги. Так например, 40 тоннелей, 16 каменных галерей, 470-т виадуков и 280-т подпорных стенок.
КБЖД остается действующей железной дорогой. По ней ходят три туристических поезда: обычный, с тепловозной тягой и старинный, паровой. Есть еще модерновый рельсовый трамвай. Отправляются поезда из Листвянки или Иркутска, по продолжительности занимает 12 часов.
Поездку по Кругобайкальской железной дороге можно использоваться в путешествии в Тункинскую долину, в город Байкальск или на остров Ольхон. В зависимости от того, с какой стороны вы движетесь вдоль Байкала. Кратчайшее расстояние до Иркутске 60 км. КБЖД функционирует круглый год.
Достопримечательности КБЖД
Порт Байкал
С этой станции начинается (или заканчивается) поездка на Кругобайкальской дороге. Здесь расположен старый маяк и небольшой краеведческий музей дороги.
Итальянская подпорная стенка
Расположена на 101-103 километрах дороги на мысе Шумиха. Подпорные стенки препятствуют обвалам и осыпи камней. Почему именно итальянская — вероятно ввиду особенностей конструкции и внешнего вида. Итальянских стенок на КБЖД несколько — есть еще на 92 и 123 километрах дороги. По традиции начала 20-го века такие стенки строили в виде красивых высоких арок, которые напоминают альпийские мосты. Здесь же, на 101-103 км железной дороги можно увидеть два моста над реками Большая и Малая Шумиха и другие инженерные сооружения.
109 км. Станция Половинная
Одно из мест отдыха. Туристы часто здесь останавливаются. Живописная долина реки Половинная расположена между мысом Половинный и Чайкиным утесом. В этих местах проходит два тоннеля – самый длинный и самый короткий.
Самый длинный тоннель проходит сквозь мыс Половинный на 110 километре дороги. В этом месте туристические поезда останавливаются обязательно. Его длина – 778 метров. Он кроме того самый прямой, поэтому свет в конце туннеля виден.
Самая незаметная достопримечательность Кругобайкальской дороги
Это подводный нейтринный телескоп. Конструкция высотой 70 метров и диаметром в 42 метра скрыта на глубине 1300 метров недалеко от мыса Половинный. Телескоп способен улавливать космическую элементарную частицу нейтрино. Отловленные частички солнца позволяют узнать, какие процессы происходят внутри звезды. Ученые утверждают, что чем древней нейтрино, тем они ценнее.
Мыс Киркирей
123 километр дороги. Здесь можно увидеть, насколько сложно было пробивать дорогу. Сначала построили туннель через узкую часть скалы, но появилась угроза его обвала. Тогда приняли решение пробивать ход через всю скалу, длина которой более 600 метров. А чтобы воды из протекающего здесь ручья не подтапливали конструкцию, на высоте 66 метров построили еще плотину и несколько желобов.
130 км. Шабартуйский комплекс
Далее – Шабартуйский комплекс искусственных сооружений. Это железный мост первого пути «езда по верху». Между каменными опорами – пролеты в 20 саженей. Кроме этого моста, здесь имеется железобетонный виадук, двухпролетный, арочного типа.
Скала Птичий базар
133 км железной дороги. Это отвесная скала, на которой гнездится серебристая чайка. Здесь сотни птиц. С воды видно, как весь утес засижен этими птицам, а их гомон слышно за несколько сотен метров. К скале есть выход из туннеля.
149 км. Старая Ангасолка
Очень любопытная станция Старая Ангасолка. После неё начинается наиболее насыщенный архитектурными и инженерными сооружениями участок дороги. Каменный арочный виадук «Ангасольский» поражает всех красотой и мощью.
Слюдянка
Единственный в мире вокзал из белого мрамора. Построен в начале ХХ века. Станция Слюдянка — довольно крупный железнодорожный узел Транссибирской железнодорожной магистрали и главная станция на Старой КБЖД.
Путеводитель. Что есть рядом с КБЖД
Листвянка – известнейший туристический центр на озере Байкал. Отсюда начинаются многие экскурсии. В Листвянке самый большой выбор сувениров с Байкала. Бывалые туристы отмечают, что в Листвянке долго не задерживаются, развлечений не так много. Но многие пути вокруг Байкала идут через данный населенный пункт.
Шаман-камень. Маленький островок, овеянный легендами, расположенный в истоке Ангары.
Пик Черского. Гора высотой 2 000 метров, куда открыт доступ туристам. Гора интересна красивым ледниковым озером Сердце у подножья. Тропа на эту гору хребта Хамар-Дабан, начинается на окраине Слюдянки и извивается по сужающейся долине реки вверх. Время в пути – в зависимости от физической формы от 4 до 8 часов. Летом по пути собирают таежные ягоды: землянику, чернику и голубику. Зимой это место популярный лыжный маршрут.
Музей «Самоцветы Байкала». Первый в России частный минералогический музей. Расположен опять же в Слюдянке. Коллекцию минералов создатель музея начал собирать в 1975 году, с тех пор она разрослась до 10 000 экспонатов.
Шаманский мыс. Скалистый мыс на самом юге озера Байкал. Внешне напоминает мыс Бурхан на Ольхоне. Археологи нашли здесь стоянки человека каменного века. Обширный песчаный пляж, который привлекает сюда сотни туристов летом.
Слюдянские и Таловские озера. Озера между Слюдянкой и Култуком. Проезжая мимо них летом, обратите внимание на красивые цветы — кувшинки, покрывающие все водное зеркало. Для Сибири это очень редкие цветы.
Поселок Аршан. Там можно выпить минеральной воды, прогуляться к красивейшим водопадам. Ну и конечно посетить знаменитый дацан.
Как добраться до КБЖД
На Кругобайкальскую железную дорогу можно доехать по автомобильной дороге из Иркутска или приплыть по воде с Ольхона, Листвянки.
Время в пути до КБЖД из разных пунктов:
- Из Иркутска – рейсовым теплоходом «Баргузин» (время пути — 1 час)
- Из Иркутска – автомобилем / автобусом (40 минут — 1 час) до Листвянки и паромом
- Из Иркутска – автомобилем / автобусом (2 часа ) до Слюдянки / Култука
- С Ольхона – моторным катером (около 9 часов)
- Из Аршана – на автомобиле (около 2 часов)
В дороге обычно никто не ночует, потому как поезд проходит дорогу в течение дня. Туристы останавливаются в порте Байкал, в Листвянке или в Слюдянке.
КБЖД экскурсия. Ваш путь на Кругобайкальскую дорогу может быть разными!
Вариант №1: пешком
Можно пройти по КБЖД пешком, либо часть, либо от начала до конца. Это радикальный способ познакомиться с ландшафтами, природой, инженерными сооружениями самой легендарной железной дорогой России.
Надо понимать в этом случае, что на путешествие по КБЖД у вас уйдет 4-5 дней, так как её протяженность 84 км. Через каждые 5 км прямо возле озера до Дачи Комарова пикниковые и кемпинговые зоны, а также места для палаток и деревянные столики. Комфорт передвижения гарантирован.
На основных станциях (через 10-15 км) есть сельские магазины, купить провиант найдете где. Но читайте комментарий внизу, что-то может меняться — были магазины и нет или наоборот.
Для этого варианта необходимо обязательно брать с собой палатку, спальник, фонарик с запасными батарейками, специальную трекинговую обувь, средства от клещей (с мая по июль). Фотоаппарат думаю тоже не помешает — если планируете выбрать или поменять, читайте рекомендации.
Вариант №2: на Кругобайкальском экспрессе
Можно проехать по КБЖД на экскурсионном электропоезде повышенной комфортности (еще называется Кругобайкальский экспресс) с остановками и осмотром основных достопримечательностей. Электропоезд отходит утром из Иркутска до станции Слюдянка. Откуда начинается основной маршрут по КБЖД до конечной станции порт Байкал. Далее на пароме через Ангару, и на автобусе к вечеру обратно в г.Иркутск.
Такая экскурсия проводится круглый год, занимает полный световой день и насыщена осмотром достопримечательностей с остановками и стоянками поезда через каждые 15-20 км. В стоимость экскурсии входит питание.
Вариант №3 (только с мая по октябрь): на теплоходе
Последние годы популярностью у туристов пользуется водная экскурсия вдоль Кругобайкальской железной дороги.
Водную экскурсию обслуживает теплоход на воздушной подушке «Баргузин», который отправляется опять же из Иркутска с пристани «Ракета» еженедельно в летнее время в пятницу, субботу и воскресенье. Бргузин за один световой день проходит по Ангаре до КБЖД и далее вдоль дороги идет до мыса Половинный с возможностью осмотра всех достопримечательностей с воды.
В двух местах — на мысе Половинный и мысе Толстый теплоход пристает к берегу, будет возможность осмотреть достопримечательности. К вечеру теплоход тем-же маршрутом возвращается в Иркутск. Минус такого путешествия — ограниченное количество остановок. Билеты приходится заказывать за 2 недели в связи с высоким спросом.
Вариант №4 (только с февраля по апрель): на авто по льду
В зимнее время вдоль всей КБЖД проложен зимник по льду озера вдоль берега. Поэтому добраться до КБЖД и проехать вдоль нее в обе стороны не составит большого труда. Единственное условие — необходимо знать правила езды по зимнику и не съезжать с проторенных мест, отмеченных специальными вешками.
Источники:
http://baikalov.ru/guide/places/kbzd/
http://fanatbaikala.livejournal.com/3144.html
Читаешь статью и особо не впечатляешься, просто сухие факты …Но только на глаза попадают фото -все сразу же убеждаешься -есть чем гордится -все продуманно и гармонично- тандем природы и Кругобайкальской дороги завораживает.
Мне вот интересно — автор сам то ходил этот маршрут, или это просто красиво оформленная инфо из путеводителя? И если ходил, то когда? «Магазины каждые 10-15 км на основных станциях…». На 84 км пути приходится ровно 1 магазин — на станции Маритуй примерно на половине есть почта, которая открыта по пнд и четвергам с 14.00 до 16.00. Все. На ней продаются основной набор туриста — крупы, тушенка, сигареты, шоколадки Аленка и печенье. Если ты не попал в эти скромные часы работы — все, кердык. Тогда только магазин на старте и финише. Прочитав этот абзац про магазины на основных станциях и взяв еды, мягко говоря, впритык, пришлось туго. Не верьте всему, что читаете в интернете — за базар тут никто не отвечает. Да, и кстати — «оборудованные турист.стоянки с деревянными столами каждые 5 км» действительно есть, но только первые км 25, если вы стартовали от Култука — а это первые «цивилизованные» километры, где ходят толпы туристов и современные бетонные шпалы. А там, где начинается самое интересное — глушь, вросшие в землю деревянные шпалы, и полуразвалившиеся редкие избы — после Дачи Комарова — там нет никаких стоянок. Хотя это и к лучшему — не так видны следы человеческой жизнедеятельности. P.S. Шли по маршруту 10-15 июля 2017
Да, пренеприятная история с магазинами. Статья взята из других источников — тут вы правы. Источники весьма уважаемые и указаны в конце статьи.
Сделаю пометку в статье для других читателей с предостережением
А есть информация о турбазах Шумиха, еще какие то, даже с питанием. Они действуют?
всё равно интересная информация)а ваши «поправки» не менее ценны!)
Добрый день! Есть в планах пройти по этому маршруту. Если есть отчёт о вашем путешествии, то где можно с ним ознакомиться?
Все факты преувеличены. КБЖД очень скромная по значению достопримечательность, и обычно впечатляет только особо впечатлительных
Очень жаль, что Вы, видно, не из впечатлительных. Вы забываете о поправке на время создания (рубеж XIX-XX веков, месте создания (не центр Европы). Мой прадед Константинов Захар Захарович, бывший политзаключенный, строил эту дорогу. Я им горжусь.