Заграница в этом году это сложно и ооочень дорого, а сменить обстановку надо. Хотя бы на неделю. Вот и решили мы проехать по нашему классическому маршруту Москва-Витебск-Псков-Новгород. Ездили мы по нему три раза, но все зимой, а сейчас вот летом… Ну, условно летом. Выехали 18 сентября. Погода сносная, от 12 до 17 градусов, облачно с прояснениями…. Годится. Осень, кстати чувствуется разве что в Новгороде, там половина деревьев уже пожелтели, а в Белоруссии и Пскове все выглядит почти по-летнему. Так что, будем считать, летом едем. Раньше все зимой, да зимой, а сейчас летом. Тем интереснее сравнить.

Ну, с Богом!

Минское шоссе
Минское шоссе, Московская область

Первая остановка в Смоленске. Тут мы совсем ненадолго, сразу едем в центр, по адресу Соборная гора 1, в Успенский собор.

СмоленскСмоленск

Видите собор? Он замыкает перспективу

Все как и раньше. Собор стоит, прихожан немало. И местных и приезжих. Некоторые, как мы, за 300 верст из Москвы приехали посмотреть, и, надо сказать, смотреть есть на что. Экстерьер у него так себе, а вот интерьер — Екатерининское барокко в петербургском стиле. Очень впечатляет.

Смоленск. Успенский собор
Успенский собор

Главная святыня — икона Смоленской Божьей матери, одна из пяти самых почитаемых в России икон: Казанская, Владимирская, Иверская, Донская и Смоленская.

Смоленск.
Икона Богоматери Смоленской

Еще она называется Одигитрия — Путеводительница. Почему? На иконе Богоматерь держит Младенца в левой руке, а правой указывает на него. Указует на Христа, как на Путь, по которому надо идти по жизни.

Древняя икона, которую привезли из Греции еще в домонгольскую эпоху, пропала после оккупации Смоленска в 1941-м году, сейчас в храме висит Одигитрия начала XVII века, допетровских времен.

В Смоленске все по-старому. Он одинаков, что зимой, что летом. Неуютный город, унылый, не по-домашнему в нем себя чувствуешь, не хотел бы я в нем жить на старости лет. Да и сама Смоленская область тоже унылая. Пустынная она, хозяйственная деятельность редко-редко где видна, да и бедная, по улицам, домам, и, особенно заборам)) это сразу видно. Правда, такова и вся Россия — бедная и пустынная. Это, типа, вывод из путешествия, но я уж его сразу напишу. А чего тянуть))

Из Смоленска по Витебскому шоссе едем прямиком в Витебск. Это уже Беларусь, чужбина)). От Смоленска до Витебска совсем недалеко, 130 км, а пейзаж за окнами в Беларуси меняется. Беларусь — страна тоже небогатая, но вот деревни попадаются на пути раза в три чаще, и следы хозяйственной деятельности повсюду.

Беларусь
Беларусь. Где-то на Витебском шоссе.

Обратили внимание? Заборы в белорусских деревнях чисто декоративные, либо их нет вовсе.

Город Вiцебск — двойник Смоленска, исторически и по населению они очень похожи. Витебск основан в 974 году, Смоленск лет на 100 раньше (это один из древнейших городов России)

Витебск. Ул. Кирова

Но Витебск куда веселее Смоленска. Почище, поновее, народ на улицах выглядит повеселее.

Обстановка, надо сказать, спокойная, признаков СВО нигде не видно. Правда, спокойная внешне. У нас в Витебске родственники: муж, жена — пенсионеры, дочь. Взрослая, естественно, муж умер в прошлом году от Ковида. Так вот, отец с дочерью не общаются с 2020 года. Отец за Лукашенко, дочь за Тихановскую. Такие дела. Дом разделенный.

В Витебске тоже долго не задерживаемся, на одну ночь, утром едем по магазинам, за белорусскими продуктами.

Белорусские сыры
Купляйце беларускае

Покупаем отличную и разнообразную колбасу, сыры, конфеты «Коммунарка» (очень советую) и легальный самогон. В Беларуси в супермаркетах продается множество местных дистиллятов, весьма и весьма хорошего качества, по разумной цене. У нас подобный продукт тоже есть, но продается, практически, один сорт, «Косогоров самогон», и стоит несообразно много.

Так, затарились, потратили все белорусские рубли (курс — 26 российских за 1 белорусский) и вперед, по Псковскому шоссе, в Псков. 300 км — не близко, но и не слишком далеко. Погода неплохая, Солнце нет-нет, да и выглянет из-за облаков, темнеет в этих краях на час позднее, чем в Москве. Так что, условия для поезди вполне комфортные. А раз так, можно сделать небольшой, километров на 30 крюк и заглянуть в Святогорский монастырь, он немного в стороне от шоссе.

Чем сей монастырь знаменит, все, я думаю, в курсе. В Святогорском похоронено Солнце земли русской, Пушкин А.С.

Как там говорил Александр Сергеевич — «не зарастет народная тропа»? Ну, что же. Тропа, конечно не заросла, но вот заасфальтироваться позабыла.

Пушкинские горы
«Народная тропа» )) к А.С. Пушкину

И так километров 15. Обычная картина для Псковской области.

Монастырь основан в 1569 году, тогда же построен собор Успенья.

Святогорский монастырь
Святогорский монастырь.

Монастырь миниатюрный, собор стоит на крутом холме, выбрать ракурс, чтобы он был виден на фото целиком и презентабельно никак невозможно. Если только на братскую территорию не зайти, но кто же туда пустит)). Посторен собор в конце XVI века, а колокольня при нем в веке XIX. Что сразу видно по архитектуре. Типичная ситуация для православных (да и, наверно, не только православных) церквей — их все время достраивают и перестраивают руководствуясь при сем соображениями практическими, а не эстетическими.

Интерьер собора

Святогорский монастырь
Иконостас Успенского собора

Очевидно, что при советской власти собор по прямому назначению не использовался.

Собственно, сама могила Невольника чести.

Могила Пушкина
Могила Пушкина

Рядом с Пушкиным похоронены его родители, их погребения куда скромнее — просто гранитные плиты.

Кстати, в Википедии, в статье о Святогорском монастыре написано, что Пушкин похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных. Вы на фото видите родовую усыпальницу? Я — нет)).

На закате приезжаем в Псков, бросаем вещи в гостинице, идем в ресторан «Башня» (еда. обслуживание, цены — по совокупности твредая 5) , ужин, прогулка, сон.

Наутро выезжаем по заранее проработанному маршруту. Программа в Пскове у нас обширная. Во-первых, Псково-Печерский монастырь и Изборск, но это завтра. Сегодня смотрим сначала псковские церкви и псковский Кром. В Пскове имеется 10 объектов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот, собственно по списку мы и движемся.

Сначала церковь Рождества Иоанна Предтечи, XII век, памятник домонгольской архитектуры.

П
Псков. Собор Иоанна Предтечи. Северный фасад
Псков
Псков. Собор Иоанна Предтечи. Западный фасад.

То, что он домонгольсикй видно сразу по экстерьеру: грубые формы, приземистый силуэт, неровные и несимметричные архитектурные детали. Седая древность.

Когда мы зашли в собор, служба уже закончилась, в уголке сидел батюшка и юзал смартфон. Мы как-то с ним разговорились, и он, совершенно бесплатно, провел для нас краткую экскурсию.

По преданию, собор построен Ефросиньей, женой псковского князя Ярослава, родом она из Литвы. Князь оказался изменщиком, сбежал из Пскова с немецкой принцессой. Княгиня от огорчения ушла в монахини под именем Евпраксия. Сколько-то времени спустя ее ухода из мира, племянник княгини вызвал ее в Полоцк, типа, для каких-то терок по имущественным делам. Это официально. Неофициально — чтобы убить Евпраксию. Вместе с ней была убита ее послушница. Обе они похоронены в соборе. Еще там похоронена Марфа, жена князя Довмонта, который прославился тем, что княжил во Пскове 33 года, дольше любых других псковских князей. После смерти князя, Марфа ушла в монастырь. Сейчас псковичи усиленно продвигают идею прославления Довмонта и Марфы как символа супружеской верности. Я, надо сказать, за это бы проголосовал. История Довмонта и Марфы куда респектабельней сомнительной истории Петра и Февронии.

Интерьер собора.

Псков
Иоанно-Предтеченский собор, иконостас

Дыры в стенах — это не просто так. Такие полости служили двум целям — улучшить акустику и облегчить свод. Обычно они скрыты под штукатуркой, но в этом соборе оставлены, как есть.

Иоанно-Предтеченский собор, интерьер

Еще одна примечательная деталь: окошки. Ставни на них современные но выполнены строго по старинному канону.


Окна и канун Иоанно-Предтеченского собора

В те времена наши предки стекла еще не знали, вставляли в окна кусочки слюды.

До наших дней собор сохранился, в практически, первозданном виде, за 9 веков он не достраивался и не перестраивался, редчайший случай для России. Ну, разве что притвор к нему пристроили. Совсем уж без переделок ни одна старинная церковь на Руси не обходится)).

Дальше мы едем в центр Пскова, под стены Крома, Псковского Кремля.


Ленин и Православие))

Нравится фотка? Вся Россия в одном кадре: (пере)стройка, Ленин, собор. Хочешь — не хочешь на ум приходит концовка анекдота: «ты, батюшка, или крест сними, или трусы одень».

От площади Ленина идем по Октябрьскому проспекту к памятнику кн. Ольге. Прямо за ней, в парке, стоит церковь Василия на горке. Построена в 1413 году, 600 лет назад. Церковь совершенно благополучна изнутри и снаружи, и, наверно, она самый красивый, обжитой и функциональный храм Пскова.

Пск
Псков. Церковь Василия на горке

 

Псков
Псков. Церковь Василия на горке. Иконостас.

Больше всего радует, что реставраторы не забыли о фресках. Обычно стены просто штукатурят, и на этом все. Обратим внимание, по экстерьеру видно, что храм неоднократно достраивался, но позднейшие пристройки его не портят.

Выходим из церкви св. Василия, пересекаем ул. Советскую, перед нами церковь Николы со Усохи.

Псков
Псков. Церковь Николы со Усохи

Церковь построена в 1536 году, уже после падения Псковской республики, которую Великое княжество Московское присоединило в 1510 году. Без всяких референдумов, надо сказать, что наводит на определенные размышления)).

Внутри видим картину, типичную не только для Пскова, но и для России вообще. 9/10 отреставрированных, либо заново построенных храмов не осилили настенные росписи, которые для старинной храмовой архитектуры были совершенно обязательны.

Псков. Церковь Николы со Усохи. Иконостас.

По московским меркам церковь небольшая, но в центре Пскова она самая просторная, не считая Троицкого собора. Когда он закроется на реставрацию, кафедра Митрополита Псковского и Порховского будет перенесена именно сюда.

Кстати, обратим внимание: Усоха — это высохшее болото. Но, пусть болото и высохло, несущие способности грунтов в этом месте не самые лучшие. За 500 лет здание глубоко вросло в землю, с крыльца к церковной двери вниз ведет 6 ступеней,

Снова возвращаемся к памятнику кн. Ольги, переходим Октябрьский проспект, идем 200 метро по направлению к Кремлю. Перед нами церковь Михаила Архангела с Городца.

Псков. Церковь Михаила Архангела с Городца.
Псков
Церковь Михаила Архангела с Городца. Иконостас.

Привычные белые стены.

Включение ее в список для меня непонятно. основана церковь в 1339 году, но в 1695-м, уже в петровские времена полностью перестроена и от первоначального здания мало что осталось. В чем жее ее историческая и архитектурная ценность?

Выходим из церкви Михаила Архангела, от Октябрьского проспекта сворачиваем к зданию Псковского государственного университета, идем по направлению к набережной реки Псковы на ул. К. Маркса, и видим церковь Петра и Павла с буя. Тоже список культурного наследия ЮНЕСКО.

Псков
Псков. Церковь Петра и Павла с буя.

Классический пример псковской архитектуры. Построена в 1540 году. Приметы псковской архитектуры — это кубический приземистый объем основного здания, единственный купол, характерная звонница, на примере Петропавловской церкви все эти особенности отчетливо видны. А еще она очень похожа на церковь Николы со Усохи. И время постройки этих церквей очень близкое. Не удивлюсь, если окажется, что строили их одни и те же моастреа.

Ну что же… Значимые псковские церкви мы осмотрели, едем в монастыри: Спасо-Преображенский Мирожский и Богородице-Рождественский Снетогорский.

Мирожский монастырь — первый во Пскове, и один из старейших в России. Основан в середине XII века, стоит на левом берегу р. Великой, от монастыря до Крома километра два. В 1156 году в монастыре построен каменный Спасо-Преображенский собор. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Первоначальный архитектурный замысел предполагал крестообразную форму, но при строительстве от нее отказались и возвели традиционный кубический двустолпный храм.

Псков
Мирожский монастырь. Спасо-Преображенский собор.

Собор уникальный своими фресками, они выполнены византийским мастерами одновременно с возведением здания. Подобных ансамблей на Руси раз (Мирожский монастырь), два (Ферапонтовский монастырь) и обчелся. Причем фрески Ферапаонтовского Белозерского монастыря гораздо моложе, они выполнены Дионисием в 1503 году, а здесь перед нами живопись XII века, домонгольской эпохи.

Благодаря реставраторам состояние фресок вполне удовлетворительное,


Псков. Фрески Мирожского монастыря

 

Фрески Мирожского монастыря. Алтарная часть.

а их мастерство отчетливо превосходит все позднейшие образцы, вплоть до петровской эпохи. Оно и понятно — импорт, Греция)).

В силу своей уникальности собор, понятное дело, по прямому назначению не используется, сейчас это музей. Зимой он большей частью закрыт, и в оба наших предыдущих, зимних приезда мы в него не попали. А в этот раз гештальт закрыт)). Сто рублей с человека, и 20 минут на самостоятельный осмотр)).

Раз собор закрыт, службы ведутся в первомученика св. Стефана, 1713 год.

Пс
Псков. Мирожский монастырь. Церковь св. Стефана.
Псков
Псков. Мирожский монастырь. Церковь св. Стефана. Иконостас.

Из Мирожского монастыря едем в Снетогорский. Не путать со Святогорским: Снятная горя и Святая гора — это разные горы.

Монастырь основан в конце XIII века, на сто лет позже Мирожского, в 1311 году в нем был построен каменный Рождественский собор, который сохранился в практический первозданном виде. Разве что в XVII веке к нему был пристроен притвор, но он смотрится как самостоятельная постройка.

Псков
Псков. Снетогорский монастырь. Рождественский собор.

 

Псков
Псков. Снетогорский монастырь. Рождественский собор, восточный фасад.

В соборе сохранились фрески 1313 года, правда, сохранность их куда ниже, чем в Мирожском

Псков
Псков. Снетогорский монастырь. Фрески Рождественского собора.

Считается, что выполнили их не греки, а псковичи… Может, итак, но сходство с византийскими росписями Мирожского монастыря очевидно.

Псков
Псков. Снетогорский монастырь. Фрески Рождественского собора.

Снова, работает правило — раз сохранилась монументальная живопись раннего Средневековья, значит собор по прямому назначению не используется, это музей. Я, в принципе, ничего против не имею. Культовых построек у нас множество, а вотт таких пямятников старины по пальцам пересчитать. Надо их беречь для будущих поколений.

Остальные (сохранившиеся) строения монастыря возведены в XIX веке и ни архитектурного, ни эстетического значения не имеют. Службы ведутся в Архиерейском доме, 1805 года. Мы туда, естественно зашли, служба еще не началась, но насельницы (монастырь женский) к ней уже готовились. В отличие от Мирожского, монашеская жизнь в монастыре есть. В церкви собирались монахини, причем не просто, а схиманахини, то есть, постриженные в Великую схиму. Внешне они отличаются от остальной братии (сестричества) особыми облачениями.

Псков
Риза схимницы (фото из открытых источников)

Надо сказать, выглядит это… даже слово не подберу))… средневеково. Или по другому- пугающе. Когда рядом видишь какую-то совсем другую, «инопланетную» жизнь становится не по себе. Признаться, мы думали, что такие люди, схимонахини, с мирянами не общаются. Обеты у них многочисленные и очень строгие, они на то и схимницы, что от мирской жизни полностью себя отгораживают. Это в теории. На деле мы с одной из схимниц разговорились. Она протирала иконы посоветовала нам приложиться и к этой, и к той, спросила, откуда мы… Старушка даже не древняя, а… ветхая. На вид лет сто+. Мы сказали, что из Москвы, сейчас смотрим Псков, а завтра поедем в Псково-печерский монастырь. Старушка попросила нас кланяться батюшкам, в печорах (пещерах) почивающих: отцу Иоанну, отцу Адриану, отцу Макарию, отцу Алиппию… Все-всех их она помнит, и все они уже не снами. Заплакала старушка тихими слезами, сокрушалась, что нет на свете ее дорогих батюшек, да и они, сестры, тоже совсем состарились, уйдут, что за ними останется?…

Потом и о нынешних событиях речь зашла. Матушка очень сокрушалась, что весь мир ополчился на Русь Православную, но, ничего, президент не спит, и уже объявил мобилизацию, всех мужчин до 30 призывают. Говорили мы с ней в понедельник, 19 сентября. Знать бы, что случится 21-го! Ведь это называется «чудом пророчества», а мы его и не заметили, думали, матушка по старости, вечор и надысь путает…

Такие дела…

Мирожский и Снетогорский единственные монастыри в черте Пскова. Еще три — Спасо-Евфимиевский, Крыпетский и Псково-печерский уже за городом, верстах в 30-ти — 50-ти. О них, если Господь Бог попустит, в следующий раз.

Саёнара!

image_pdfСохрани себеimage_printПечать
0

Автор публикации

не в сети 2 недели

Vadim

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 23-03-2022