Праздность не может привести в приполярный город Надым, только труд или семья. Нас привела конференция. Среди деловых интересов удалось выделить ясный сентябрьский день для настоящего путешествия.

Тундра, лесотундра

Ямал Надым
Если самолет (из Москвы, Екатеринбурга, Тюмени) прилетает в Новый Уренгой, то есть счастливая возможность проехать почти 250 км по пустынной трассе среди лесотундры и участков тундры.

Осенью это настоящее торжество цвета. Багровые листья арктоуса и снежно-белый ягель, краснеющая карликовая березка и синие, почти черные бусины ягод голубики, черники, поблескивающие в зелени листвы. Брусника, толокнянка, клюква на сфагновых кочках. Желтые кустарники, низкорослые обычные березы и лиственницы, темные сосны-недомерки, ели, ветви и стволы которых оплетены белым, зеленоватым лишайником.

Скупые дорожные знаки сообщают непривычное: «осторожно! переход оленей!», и у десятка мостов неизменный указатель «Ручей» (это реку так назвали, а она извилистая). С самолета были хорошо видны термокарстовые круглые озера, а вблизи они сверкают, как зеркала. И всюду багульник, аромат которого (визитная карточка ямальской тундры) пронизывает чистейший воздух и душу опьяняет навсегда любовью к этим просторам.

Облик города

 

Ямал Надым
Рожденный в 1970-х для развития газового узла российского и мирового значения, город Надым отчасти сохранил стиль того времени, но постепенно стал более цветным и менее комсомольским. В городе появился храм Николая Чудотворца, церковь Александра Невского с барельефами святых воинов, мечеть, открылись памятники ученым, инженерам, строителям, а в 2016 году — морским пехотинцам.

Чего нет и не будет в нем, так это высоток — из-за мерзлоты. Градообразующие Газпром и Трансгаз поддерживают опрятный облик городка, остальное дополняет природа — рыжие березы и лиственницы, темнохвойный парк, блистающее Янтарное озеро. На въезде в город Надым — фигуры мамонтов, кости которых еще находят в тундре, а по улицам разъезжают автобусы на газу, и у проходных предприятий — забавные инсталляции к дню газовика.

Стройка 501

Ямал Надым
Сегодня история уходит из под ног, как зыбкая почва, и мы проваливаемся в безвременье и безродство. Поэтому предложение посетить сталинский лагерь было принято. Примерно в 40 км от Надыма у разъезда Щучий — сталинская лагерная зона, ее узники возводили железную дорогу «Салехард-Индигирка», строительство которой, выполненное на 60%, было резко остановлено в 1957 году.

«Мертвая дорога» с прогнувшимися, а то и вздыбывшимися рельсами, обвалившимися мостами, ужас запустения. Министерский, ковано-клепаный, мост (по легенде, какой-то министр посещал стройку) сохранился. Историки, особенно, ямалец Вадим Гриценко, написавший книгу, стремятся сохранить территорию зоны как памятник истории, но бараки, каземат, вышки быстро ветшают, ничего не делается только колючей проволоке.

Музей истории и археологии

город Надым
Позитивные впечатления оставили на финал. Среди музейных экспонатов были природные и исторические объекты, но хитом стал ненецкий чум (Мядомти мя), а вместе с ним нарты, ненецкие обрядовые приспособления, детские игрушки и костюм. Оленеводство и рыболовство, северные условия сказались на довольно суровых языческих верованиях и практиках ненцев — хорошо, что многие из них отошли в прошлое. А вот рациональность организации пространства чума, способы сбережения тепла, гастрономические и педагогические решения по-хорошему впечатлили.

Покидая Ямал, разделяли с остающимися заботу о снеге и ожидание сезона снегоходов, предвкушение мартовских состязаний оленеводов, пытались представить полярную ночь в Надыме, в 0,5 градусах от полярного круга, и весну в тундре.

Увезли с собой варган, ненецкую игрушку из утиного клюва и кусочка оленьей шкуры, улыбчивое «нани тарова» (здравствуйте) и ветку багульника.

0