Проезжая по Чуйскому тракту, что в Республике Алтай и очень далеко от Нью-Йорка, совершенно не ожидаешь увидеть Бруклинский мост! Издали не сразу осознаешь масштабы конструкции и трудно разглядеть, что мост как бы немного разрушен.
На самом деле это конечно не Бруклинский мост, и этот мост меньше. Находится в состоянии, не пригодном к эксплуатации. Но какой эффект на непосвященного туриста, сами представьте!
Ининский мост
Этот мост носит название Ининский. Ининский мост — подвесной мост через реку Катунь, расположен у села Иня Онгудайского района Республики Алтай. Ныне — памятник архитектуры. Построен Ининский мост позднее Бруклинского, в 1936 году. Но алтайские ГИДы не всегда акцентируют на этом внимание, рассчитывая видимо на неосведомленность туристов, и говорят что мост над Катунью появился первым. Но Бруклинский мост построен в 1883 году, что явно раньше.
Алтайский типа Бруклинский мост построен по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина. Это первый двухцепной висячий мост на территории России, благодаря чему он и был объявлен в 1994 году памятником архитектуры.
И вот для сравнения, Бруклинский мост:
Немного из истории
Мост является дипломной работой студента Цаплина! Вот такая преддипломная практика получилась у студента Московского автодорожного института Сергея Афанасьевича Цаплина в 1934 году. Он был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта.
Цаплин увлекался теорией висячих мостов и разработал ряд новых, оригинальных систем висячих мостов. 26-летний студент-пятикурсник Цаплин показал свою дипломную работу главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу и получил решение на воплощение инженерного решения в металл. На одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня, суждено было возникнуть мосту. До постройки моста на Катуни здесь была паромная переправа.
Строительство моста началось в декабре 1934 года. Цаплин лично следил за ходом строительства, по сути был и главным инженером, и начальником стройки. Помогали и местные жители из села Иня, потому лишь они знали где взять отборную лиственницу для настила моста.
Мост строили заключенные 7-го отделения Сиблага НКВД общим числом около 3000 человек. Лагерь стоят тут же, на левом берегу Катуни на пригорке. Все работы велись вручную, руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивались на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля.
Работы велись круглосуточно, ночью использовали свет фонарей. В апреле 1936 года провели испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от 6 до 8 тонн медленно проехали с берега на берег. 1 мая 1936 года мост был открыт.
Грустная участь ждала заключенных лагеря. Им обещали амнистию после завершения работ (поэтому у моста было ещё одно название — «дембельский»). Наиболее активных строителей моста , как и было обещано, амнистировали. Но по дороге в Бийск автомобиль, которым управлял водитель-стажёр, упал с обрыва. Погибло 27 человек. До сих пор ходят толки, было ли это случайно или подстроено специально властями. Неоспоримо лишь то, что так или иначе власти сдержали обещание — дали амнистию.
Наше время
Ининский мост через Катунь отслужил 34 года, но в сентябре 1970 года был выведен из эксплуатации в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста. Первое фото в этой статье я сделал именно в этого нового моста.
До этих мест добираются не все туристы, отправляющиеся на Алтай. Но если ваш маршрут лежит на Гейзеровое озеро или Марсовы поля, то старый Ининский мост через Катунь вы увидите справа. Расстояние от Бийска примерно 365 км.
Надо же. Мост и правда ОЧЕНЬ похож!!!