Закажи рекламу

Есть у меня замечательное место вдали от пыльного и шумного города, где чистая природа, где перед взором открываются потрясающие горные и таежные дали. Здесь происходит полное слияние души с природой. На реках побережья Охотского моря я рыбачу и сплавляюсь более 40 лет, а последних 14 лет бываю на этом месте чуть ли не ежегодно. Когда уже нарыбачился, набродился по сопкам, натрудился на даче – я отправляюсь в небольшой поход.

На маршрутных автобусах с пересадкой проезжаю путь Магадан – пос. Ола – пос. Гадля. Далее прохожу пару километров по лесным дорогам и поднимаюсь на вершину соседней с пос. Гадля сопки. Эту сопку я называю условно – Гадлинская. В давние годы (1928-1929 гг) первая Колымская экспедиция под руководством Ю. Билибина переваливала через нее, чтобы попасть в соседнюю речную долину (р. Ланковая) и далее двигаться к горным хребтам.

В этом рассказе я привожу некоторые фотографии одних и тех же мест, но сделанные в разное время года и в разных походах. Интересно сравнивать.

Желтая линия – мой путь на Гадлинскую сопку. Высота ее – около 140 м, внизу – река Ола (Снимок из поисковой системы GoogleЗемля)

Магадан – пос. Ола – пос. Гадля

18 часов – поздно это или не очень? Да, конечно поздно, когда небосвод уже черный, усыпан звездами. Осень, рано темнеет, тем более, на нашей северной широте. Узкий серпик луны не высоко над горизонтом. Виден сквозь крону дерева. Он буквально сидит на столбе и совмещен с фонарем. Забавное зрелище.

Но не очень забавно мое положение – стою на Ольской автобусной остановке. Приехал с Гадли на 17:55 последней маршруткой, рассчитывал, что состыкуемся с автобусом на Магадан на 18:50. Но по выходным такого автобуса, как оказалось, нет! А поскольку мы приехали сюда на Олу в 18:10, то до 19:20, до очередного автобуса в город Магадан, как мы понимаем, придется простоять час с небольшим. В рыбацких поездках час ожиданий – совсем не редкое явление, миримся. Можно было бы, конечно, звезды посчитать, но мешают яркие фонари на столбах. А уйти от них за здание – не охота, т.к. оттуда потягивает ветерок, который настойчиво стремится познакомиться с твоей душой. При этой ночной температуре и такого ветерка достаточно, чтобы натурально задубеть.

20151017_181421

Ольский автовокзал вечером. Там есть комната ожидания, та, что светит лампами, но туда заходить не хочется – очень грязно

Топчусь. Пока один. Вдруг обратил внимание, метрах в пятидесяти на развилке дорог стоит парень, явно ждет авто. Я вспомнил – есть же и маршрутки на Магадан помимо большого автобуса! Заглядываю в свои бумажки с расписаниями – точно, на 18:20 есть вариант! Неожиданное открытие. Смотрю на часы – 18:24. Отлично! Как раз должна отходить от центральной поселковой остановки. Взваливаю рюкзак и быстренько спешу на развилку. Еще два человека подошли. С нетерпением ждем, холодновато же! Машин много пробегает – и в город, и оттуда.

Все глазаньки просмотрели – нет и нет маршрутки. Потом подошедшая дама говорит – а будут желающие на такси, по 250 руб. берут? Никто не откликнулся на эту инициативу – ведь сейчас поедем за 100 руб. А потом она и говорит – созванивались, водитель маршрутки сказал, что они где-то вывесили информацию, что по воскресным дням на 18:20 они уже не ездят!!! Ну, копец, паразиты! Да, безлошадных пассажиров, т.е., нас, становится всё меньше, гонять почти пустые автобусы не выгодно. Эти условия (урезание автобусного движения) поджимают нас все больше и больше!

Когда ехал на маршрутке с Гадли, вчитался в её расписание – по выходным оставлено всего 3 рейса! Самый первый – где-то в 9:10 с Олы в сторону Гадли (это мне бы пришлось завтра так ехать, если бы собрался порыбачить!), а третий (он же последний) с Гадли – в 17:55. Т.е. на рыбалку просто и времени нет. Абсолютно бессмысленная поездка! Только хлопоты … А помнятся времена, когда каждый час здесь ходили автобусы … Приезжаешь на самом первом, около 6 часов, уезжаешь поздно вечером, аж за 22 часа … Вот сколько времени можно было бродить по берегам реки, рыбачить, жечь костры.

Эх, сейчас бы на своей машине, да в тепле …Очередной раз всплывает мысль – давно пришла пора менять всё в отношении к путешествиям, рыбалкам! Нужен свой транспорт … Но тогда не будешь безгранично свободен на реке: куда хочу, туда иду! Ведь реально при каждом выезде на реки я прохожу по их берегам и лесам 5-10 км. А тот, кто выезжает на машине, так и топчется около нее.

Все чаще появляются мысли, что как-то даже унизительно становится вот так страдать на автобусных остановках! Я и, наверное, еще небольшое количество рыбачков остались жить вот в таком старинном ритме!

Где-то к 18:30 и народу местного поприбавилось. Топчемся, прохаживаемся – в движении немного согреваешься! Как медленно идет время, когда ожидаешь чего-то. И еще оно становится многократно медленнее, когда находишься вот в такой неблагоприятной температурной обстановке! Наверное, срабатывает какой-то закон физики, когда мысли влияют на ход времени …

Автобус из Магадана пришел около 18:50. Сгрузив пассажиров, водитель поставил автобус несколько в стороне, не рядом с вокзалом. Вот скотина, тут уже все капитально подмерзли! Он что, будет ждать времени отъезда, чтобы нас впустить? Потоптавшись еще малость, один из нас (особенно замерзший?) пошел к автобусу. На удивление, увидели, водитель ему открыл дверь! И мы все, из разных точек привокзальной площадки, потекли к машине.

Да-а-а-а! Здесь в салоне температуры совсем иные! С удовольствием плюхнулся в кресло. Захолодевшая спина влилась в теплое прогретое кресло – хорошо-о-о-о! Минуты блаженства и счастья! Ну, около получаса в такой обстановке переждать стоянку автобуса можно!

Отправились вовремя. Пассажиров было немного, все сидели поодиночке. За окном – ночь. Навстречу – фары машин одна за другой. Из города едут. Думал, на небо полюбуюсь из темного салона. Ага, где там! Люд в автобусе повключали свои гаджеты – весь потолок светился и отражался в окнах! А за окном сияли звездами просто волшебные небеса!

Когда-то, в советские времена, ездили по этой дороге на рычащем ЛАЗовском автобусе, дремали или смотрели на темнеющее море, город вдали-вдали, мигающий изредка маяк на оконечности п-ова Кони. И практически ни одной встречной или обгонной машины! Думалось хорошо, и вспоминалось … Рыбалки, знакомые друзья-рыбаки, случаи всякие на реке … Дремалось прекрасно. Э-э-э-х, тогда мы не понимали, что то, что вокруг нас происходило – это было реальным счастьем! И надо было ценить каждую секунду той жизни! … Написал это и подумал – а сегодняшний день, сегодняшние секунды жизни – тоже уникальны, никогда не повторятся. И, может быть, пройдет лет 10 – 20, наступят еще более крутые и беспокойные времена, так что и сегодняшний день будет казаться … раем!

На Ольской трассе есть несколько мест, откуда открывается великолепный вид на вечерний, ночной Магадан. Это — мыс Нюкля, с наблюдательной площадки, и район 6-го км при въезде в город.

Здравствуй город, прощай Ольская трасса, Ола. Когда выезжали с Олы, попрощался с автовокзалом, с мостом и тем местом, откуда постоянно, много лет отъезжал с лицензионных рыбалок. То пустой, то с рыбой. Теперь если и появлюсь здесь – то уже совсем при иных обстоятельствах!

В городе на автобусной остановке ждать маршрутку в свой микрорайон было уже как-то совсем холодно. Поздний вечер, температура еще более опустилась. Ехал до телевышки на №1, вместе с группой корейцев. Ну а потом – быстрым шагом домой, чтобы не замерзнуть окончательно.

А начиналось все вот так.

Утро 17-го октября. За окном ясное звездное небо. Подъем в 6:20. Сборы до 7:35. Как всегда, при сборах на реку подворачивается много хлопот. К тому же завтрак забрал некоторое время. Глотнул кофе, зная, что, после всех автобусов долго придется идти, перекусывать будет некогда. Чтобы не спешить в дороге, надо было выходить из дома в 7:30. Тогда 30-ти минут хватает на неторопливый ход до автовокзала. А тут – уже 7:35, а я еще дома. Мне до автовокзала надо сначала гору приличную преодолевать, потом с горы спускаться, таков наш город, распластавшийся на сопках. В такой обстановке здоровьица уже стало не хватать – чтобы в гору почти бежать с рюкзаком за плечами! Пришлось замедляться. Ну а потом, от университета, дорога идет на спуск и можно идти достаточно быстро. К своему удивлению, дошел до вокзала за 18 минут! Где-то, видимо, силой воли поджал ход времени. Так что отдыхал в кресле автостанции еще 5 минут до отъезда автобуса.

ФОТО 2015 079--15

Современный городской Автовокзал

Даже не вспомнить быстро, сколько раз более чем на сорокалетнем интервале времени мне пришлось преодолевать этот городской путь пешком! Был даже случай с НЛО! Чуть не столкнулся с ним! Но … В тот день было очень скользко идти в болотных сапогах, корка льда за ночь покрыла асфальт. Такой период осенний был, пришлось все время смотреть под ноги. Ну а кто пораньше подошел к вокзалу, да и те, кто шел по ул. Ленина – видели махину, пролетавшую беззвучно над городом. А мне, много лет интересовавшемся этой около научной темой, проблемами НЛО, так сказать, профессионалу-наблюдателю (все-таки первая моя профессия — астроном), просто убийственно не повезло! Я его не видел! Всю жизнь жалею об этом, вспоминая! Мне еще так красочно знакомые рыбаки на остановке описали этот полет …

Поехали. Отмечаю, что необычного меня сейчас окружает по сравнению с ездой на ЛАЗовском старом автобусе в прежние годы. Комфортные сидения, нет пыли, нет сильного рева двигателя. Но главное – не висим на одной руке и одной ноге в битком, как селедки, набитом салоне, скрыто и зло радуясь за тех, кому просто посчастливилось плюхнуться на сидение и ближайшие полтора часа сидеть и дремать до подъезда к 23-му или 26-му км Клепкинской трассы – традиционным местам выгрузки рыбаков.

В автобусе кондишен-воздух. С этим – хорошо. Перевал преодолевается без напруги, автобус сильный. Хорошо помнится езда через перевал на ЛАЗе в летний теплый день. Из недр рычащей машины в задней части салона выдувается струя горячего воздуха, в салоне жара, духота. Пассажиры, рыбаки со своими рюкзаками, лодками слиплись в один ком …

IMG_20190831_190928--17

Начало перевала

IMG_20190831_190201--17

Мы – на перевале

При проезде над р. Ола по мосту с теплым чувством поздоровался с рекой, родными рыбацкими местами. Здесь по галечникам исхожены километры и километры! Сколько душевных мук и радостей испытано при лове кеты, горбуши, кижуча! Хорошо, что последние лет 20 видеокамера постоянно со мной. Всё зафиксировано. Любил я костровать на здешних плесах, особенно на бесклевье, готовить костровой чай! Теперь это все можно посмотреть и вспомнить!

IMG_20190824_175413--18

Пос. Ола. Вокзал. Гадлинского автобуса еще нет … А когда будет? Никто не подскажет. Народу нет. Т.е., конечно народ есть и постоянно подходит, но на автобус в другую сторону – в город. И расписания никакого нигде не висит в сторону Гадли.

Сходил на всякий случай к таксистам, пара машин стояла недалеко. Нет, они работают только на город, про движение в сторону Гадли не ведают.

Минут 15 погулял. А вот и маршрутка. Внутри нее сфотографировал расписание – отходит в 9:10, т.е. через 15 минут. Так что еще есть время погулять. Жаль, на столбах нечего читать. За исключением одного объявления – про ВСЕГДА ТРЕЗВЫХ САНТЕХНИКОВ, которые могут сделать все!

Поехали. Билет на этом участке стоит 40 руб., городской – 100 рублей. За окном проплывают поля. Места многолетних боев за урожай то картошки, то капусты. Нас, горожан, ежегодно по несколько раз вывозили сюда в советские времена. Зря ввязался в разговор с местным, отвлек он меня. Интересно, конечно, но лучше бы я подготовился и сфотал через окно салона теплицы китайцев – сооружения огромной протяженности из грубо сколоченного и скрученного проволокой лиственничного сухостоя. Целлофан уже снят. Местный сказал – массу огурцов продают городу. Интересно, куда они попадают? Ни разу никто из торговцев на рынках города не сказал, что продает огурцы китайские, с Олы. Я всегда опасался их продукции, т.к. легенды ходят, что на жуткой химии у них все выращивается.

До рыборазводного завода дорога отличная, асфальт хороший. Хозяин завода обеспечил. Ну а после – зубодробилка. По-иному сказать – лучшего массажного кресла не сыскать! Яма на яме. А водила не очень-то заботился о своей машине, дребезжащей и скрипящей. Короче – одна сплошная колдобина! Всматриваюсь по сторонам. Когда-то близ Гадли свободно дамба просматривалась. Я на ней бывал не раз.

Однажды, уже много лет назад, после ночевки на острове отплывал от нее. Сплавлялся вниз к лицензионному участку с купленной заранее в городе лицензией. И попался инспекторам на кижуче, когда – смешно сказать, в одной из заводей, соблазнившись мощными плюхами рыбы, дернул одного! Но до лицензионного участка было еще несколько км. Инспектора выплыли из густого утреннего тумана совершенно неожиданно. Сейчас здесь ничего не видно – все заросло молодым лесом! В другой раз мы с товарищем приставали к этой дамбе. Сплавлялись с верховий Олы. Жимолости набрали много, даже новое ягодное место нашли. Товарищ обещал напоследок накормить уникальным блюдом. У нас оставалась банка сгущенки. После восьми часов непрерывной работы веслами аппетит был замечательный. Открыли ее, разлили сгущенку пополам. А потом – уж лучше я не делал бы этого, до сих пор помню – насыпали в эту сгущенку жимолости. И начали есть! Как же противно мне было потом от такого блюда – отравился сладким!

20151017_092705

Поселок Гадля. Детский комплекс рядом с остановкой.

Гадля поразила своей автобусной остановкой! Прямо рядом с ней построили детский игровой комплекс. Именно на том месте, где стоял домик местного мужичка. Я ему в одной из рыбалок спичками помог, когда проплывал мимо. Где-то года три назад. Потом, когда я недалеко от Гадли завершил сплав, сушил лодку, он нагнал меня. Разговорились, шли с ним до поселка вместе. Он рассказал мне про сожжение дачного городка ремонтно-механического завода, мимо которого всякий раз проходили, двигаясь к реке. Приглашал меня на чай в свой домик, стоящий у самой остановки … Сейчас здесь на месте того домика детская площадка … Да-а-а, времечко! Мимо такого «шедевра» я не мог пройти, отошел в сторонку и сфотографировал игровую площадку. Году еще нет ей. Очень странно смотрится она здесь в селе. Тем более на таком месте, где можно скатиться с горки прямо … в салон автобуса.

За сорок лет посещений этих мест отмечаю серьезные изменения в селе – ранее неплохой поселковый магазин захирел, потом немного возродился. Домик снесли у самой остановки, исчезла водонапорная башня, появились коттеджи для местных специалистов, появились яркие современные сооружения, такие, например, как домик рыбаков с яркой крышей и забором.

IMG_5538--15

Общий вид поселка Гадля. На заднем плане – река Ола, время половодья

IMG_6331

Главная улица поселка — Центральная

IMG_6332--15

Самый первый поселковый магазин и автобусная остановка на ул. Центральной

IMG_6333

Недостроенная гадлинская школа, в таком состоянии пребывает 25 лет

IMG_1372--15

Это тоже Гадля

20151017_093059

IMG_6338

Рыбаки построили себе базу для рыбалок Прежнее состояние рыбацкого домика

IMG_6468--15

Окраина поселка

Иду по поселку. Безлюдье. В нескольких дворах есть собаки. Но они, в общем-то, помалкивают. Просто сидят и смотрят. Вышел за поселок. Никогда не забываю, отметил и в этот раз – вот здесь на выходе из поселка по обе стороны от дороги стояли крупные старые ивы. Встречали нас с рыбалки и провожали в поход на реку. Местные тоже уважали эти деревья – поселковые ворота.

IMG_0960

IMG_6344--15

Здесь на фотографиях лишь предсмертное состояние этих живых ворот (верхний снимок) и смерть.

На выходе из поселка немного в стороне от дороги стоит бетонный остов водонапорной башни. Жалею, что безвозвратно ушла фантастическая картина с высоченным столбом льда, который нарастал под конец зимы из-за протечек воды из бака. Постепенно растущие на большой высоте сталактиты срастались со сталагмитами в одну льдину голубого цвета. Вода-то была чистейшая, питьевая. Ситуация повторялась каждый год. Я ходил с фотоаппаратом в рюкзаке мимо этого нерукотворного шедевра, все собирался когда-то сфотографировать. Интересно, может быть кто-нибудь фотографировал это чудо – инженерно-природную конструкцию из льда и металла?

в долину реки Ланковая

DSCN6679

Остов водонапорки сегодня Башня пять лет назад

Совсем рядом развилка дорог. Одна из них уходит под лес и идет по контуру поля, другая режет поле. Здесь обычно мы принимали жизненно важное решение – идти вдоль леса или полем? Ибо на территории поля по поверхности земли и снега, начиная с осени, разливали жижу коровьего помета. И дух стоял в окрестностях – раздирающий!

20151017_093841--8--15

А ну ка, ну ка, ну ка … вот оно, знакомое! Как в родные далекие времена. Запах! «Посчастливилось»! Оказалось, некоторые огородники продолжают проливать тем же самым свои огороды! Но так, пятнами. Большая часть поля не эксплуатируется давно, капитально заросла сорняком.

КАРТОХА В КАМНЯХ--15

Смотрите, в каких условиях выращивают картофель и получают неплохие урожаи здесь, на северной земле. Такова «почва» на полях. Здесь на снимке клубни уже упрятаны в валках

Присматриваюсь к разбитому на лужах льду – одна машина проезжала в сторону реки и дамбы часа два назад. Вскрытая вода чуть подмерзла.

На выходе с поля, на первой дамбе делаю традиционные снимки – в сторону поселка. Снимаю на смарт, т.к. основную технику не охота доставать из рюкзака, холодно. В это время мимо меня по дамбе буквально протарахтела старая Нива. Все в ней дребезжало. Рыбаки!

От перекрестия дорог поворачиваю на второе поле. Решил обязательно посетить свою Малую Базу – пни и упавший ствол старой чезении. Здесь я много раз отдыхал.

Ну, что, здравствуй … в последний раз? Картина здесь не поменялась, мусору нового не накидали (тот старый я удалил). Посидел, даже полежал. Подумалось – ведь эта чезения, возвышаясь над краем поля еще в живом состоянии, видела и меня с товарищами-рыбаками много лет назад. Как я с сыном, еще школьником проходил не раз здесь. То с лодкой, то налегке. А то и на джипе Биг Хорн, привязанном к тягачу-снегоходу, промчался по снежному полю. Сам не мог, буксовал в снежных заносах. А ведь дерево видело и землеустроительные работы, когда это поле готовили к эксплуатации (может быть в 40х годах прошлого века?). Когда отсыпали дамбу, которая должна была ограждать поселок от паводков. Работала масса людей, добивались каких-то результатов …

Приятно посидел. Родное место, можно сказать. Эти карчи реально знакомы с критическим состоянием моего организма! Здесь я либо отдыхал после напряженнейшей пробежки, в основном в сторону поселка, с рюкзаком и лодкой за плечами к автобусу. Либо

20151017_094906

IMG_7256

Перекресток: ухожу по левой дороге Моя Малая база

здесь принималось решение – по какому пути двигать к реке: напрямую, через заснеженный еще лес с сугробами по пояс, либо по дороге через поля, либо, как сейчас планирую – на Гадлинскую сопку. От этого решения напрямую зависело, сколь тяжелым физически будет день!

IMG_7252

Гадлинская сопка. Около тех опор я окажусь часа через три

На сопке горят серебром три опоры ЛЭП. На солнце и на фоне голубого неба они просто светятся! Вот туда мне сегодня и держать путь.

Прощаюсь с Базой, с этим умершим, но всё еще приносящим пользу и радость мне деревом. Меня ждет подновленная дамба, упирающаяся прямо в сопку, и подъем на сопку.

IMG_5804--15

Три года назад макушка Гадлинской сопки выглядела совсем по-иному, опор еще нет

Да-а-а, дамбу здесь накидали крупно-глыбовым материалом. В прошлом году никто даже не проезжал по ней, следов не было. Нынче уже следы машин есть, утрамбовалась насыпка.

IMG_5551--7--15

Подъем на сопку не труден физически, да и дорога промерзла. Меня интересовал участок торфяника, по которому в прошлом году кто-то попытался проехать, но далее – не преодолел топкое место. Мягкий торф, к тому же с глубокими промывами. Ну а нынче … да, время такое, всегда найдутся смельчаки! След от одной машины, легкой. Но как водила поступил? Не ехал по тем топям и желобам, объезжал их сбоку. И на большей части пути видны подкладки из каких-то досок. Боялись увязнуть, подготовились! Ну а после торфяника след уже никак не проявлялся.

IMG_7266

IMG_7267

Совсем молодая линия ЛЭП На дороге вдоль нее лисьи и мои следы

Между тем – вот и ЛЭП. Совсем новое сооружение. Я всего несколько лет назад снимал со стороны поселка еще только просеку под нее. Потом год наблюдал, как забивали сваи под опоры на макушке сопки. И вот оно, сооружение. Старая ЛЭП пересекала реку Ланковую, затем реку Олу. При каждом паводке опоры могли быть смыты. Это держало в напряжении жителей пос. Клепка.

Теперь мой путь – по приличной сухой дороге. Не сказал – все здесь покрыто снегом. Хорошо, что только корочкой. Не влияет на скорость движения. Поверхность дороги на всем пути до макушки просто испещрена следами, наверное, лисьими? Несколько раз останавливался, вглядывался в речные дали. Отсюда просматриваются Ольские плесы, галечные поля. За многие годы я бывал буквально на всех видимых отсюда участках реки!

IMG_7264

в долину реки Ланковая

Речные дали

Выхожу на плато!

 
Здесь просто великолепно! Синее небо, вид дальних гор, безграничные просторы, фантастические глыбовые поля, чуть прикрытые снегом – все будоражит и радует. В одном направлении просматривается горная гряда Билибина, в другом — Хасынская горная цепь. С сожалением отмечаю, что мое одиночество в этом прекрасном месте нарушено навсегда (имею ввиду ЛЭП и проведенную сюда дорогу). Это безвозвратно изменило и здешнюю природу!

IMG_8042--15

Снимки одних и тех же мест, но из разных походов

IMG_5532--7--15

Мне идти по плато. Я решил сделать небольшую дугу, хотел найти ту выкладку камней, которую случайно обнаружил лет 5 назад. На ровном щебнистом поле глыбами было выложено имя и год. Думал, легко и на этот раз выйду на кладку. Нет, не получилось. Напряженно искать, конечно, не стал, времени мало. Сейчас, когда пишу, думаю по-другому – надо было найти!

Делаю разворот и направляюсь в сторону совсем небольшого участка старого леса, не сгоревшего в давние времена. Там моя основная База. Приходится идти прямо по глыбовому полю – курумнику. Есть среди беспорядочных нагромождений 2 монумента – вертикально стоящие плиты … Подумал сейчас – надо было подойти к ним. Это особые, легко выхватываемые взглядом объекты. Вдруг там рядом с ними туристами сложены туры? Ведь и я несу 2 пластинки, которые хочу заложить где-то здесь. Вот и надо было это сделать около одного из каменных монументов!

IMG_7291

База

Мое «родное» место узнаваемо. Я здесь давно сложил старые поваленные стволы, соорудив удобные сидения. Кострище огородил глыбами. Дрова подготовлены. Все прикрыто небольшим слоем снега. Не беда, руками расчистил. Готовлю костер. В качестве «пороха» использую обломанные сухие ветки от лиственниц, обросшие лишайником.

IMG_4422-7--15

Состояние реки до ледохода

IMG_5952--15

По реке попер лед. То же самое место

IMG_4502--7--15

Осень. Река замерзает. То же самое место

Вспыхивают сразу. Разогнав костер, в ожидании углей ухожу на склон сопки, чтобы поснимать стандартные для ситуации пейзажи.

Дали Ольской долины, река, плесы. И … рыбаки. Да, на моем любимом плесе остановились на лодках. Ниже, на другом берегу, скорее всего, их машина. Прямо в устье Наледного. Клева нет. Иначе бы увидел специфические движения, как пару лет назад видел – двое рыбаков таскали мальму по шуге. Как раз на этом плесе. Вот стоят они и никто им не мешает. Наслаждаются этим обстоятельством. И неведомо им, что в этот момент кто-то их рассматривает из таких далей.

Издали машина рыбаков чем-то напоминала машину знакомого. Звоню ему. Из разговора узнаю – он на моторке ушел выше слияния. Точнее, стоят в районе давно ликвидированного поселка Бараборка. Уже 5 хариусов поймал.

IMG_5519--7

Возвращаюсь к костру.

IMG_8081--15

За много лет странствий я, кажется, сюда ни разу не приносил воду. Всегда пользовался снегом или водой из колдобин (тем же растаявшим снегом). А вот сегодня взял 1.5 литра. Первый раз! Если бы не было снега, то воды в углублениях точно не было бы. Остался бы без чая. Впрочем, не беда – у реки бы потом покостровал.

в долину реки Ланковая

Сначала на костре прогреваю булку хлеба. К этому времени она стала каменной, но и угли уже отличные. Потом ставлю котелок. Еда незамысловатая – хлеб, сыр, краковская колбаса, чай, конфеты. Как всегда – в малой кружке завариваю кофе, в большой – черный чай плюс мелисса. Отличный оттенок получается у напитка, наверное, не без участия дымка костра.

Сижу, жую. Смотрю. Снимаю себя. Есть время покопаться в памяти. Сожалею, что не описывал детально свои сплавы по рекам и множество походов в этих местах. Ушла безвозвратно и невосполнимо та интересная жизнь! Теперь уже многих из знакомых рыбаков нет на этом свете.

Долго ли, коротко ли длятся такие кострования, но этому приятному действу подходит конец. Вспомнил, что хотел отметить сегодняшний день сжиганием вышедшего из строя фальшфейера – от старости развалился на части пластмассовый патрон. Беру их в походы, веря и надеясь на то, что удастся спрятаться за струей их мощного пламени от медведя. Положил в костер. Долго ждал, пока он собирался с силами. Потом как пыхнет ярчайшим красным пламенем. Горел бурно, но не долго – потому, что загорелся сразу весь объем.

У меня было запланировано еще одно дело – хотел разместить здесь пластинки с выгравированной информацией о своем посещении этих мест, с электронными адресами. Одну повесил на суке недалеко от костра. Вторую поместил на высоком пне сгоревшей лиственницы. Подергал, комель крепко стоит. Может быть надежнее было бы поместить одну пластинку в каменный тур?

IMG_7293

Пластинка на дереве

Интересно – кому-нибудь они попадут в руки? Мне же древняя подкова попалась на склоне этой сопки. Еще раз снимаю окрестности. Рыбацкие места, 23-й, 26-й километры Клепкинской трассы. Они хорошо видны отсюда. Поселок Клепку вдали. Мимо нее не раз проплывали на сплавах.

Все запланированное сделано, отправляюсь в обратный путь.

До блестящих опор визуально кажется, что совсем недалеко. Но это только кажется.

IMG_7304

IMG_5505--7--15

Новая ЛЭП. Взгляд с высоты 140 м.

Недалеко от опор, но уже на склоне к дамбе, увидел пару кострищ, обложенных камнями. Туристы? Машинисты-экстремалы, какие-нибудь квадрациклисты? Вокруг мусора нет. Немного дальше есть мусор и хлам от буровиков, ставивших опоры. Отправляюсь вниз.

Перешел на склон, обращенный к реке. Нашел здесь пирамиду карчей. Моя отметка места, откуда я постоянно снимал один залом в русле реки. Его вид не менялся много лет. Огромный залом, а за ним узкой полосой держался лес. Залом принимал удар водного потока на себя, оберегая лес от смыва. Теперь вижу, есть изменения. Лес на расстоянии метров 20 за заломом смыт. А залом – продолжает стоять дальше. Вот так, не уберег! Наверное, силы кончились. Он и не знает, что за ним наблюдают уже более 10 лет!

IMG_0336--15

Все ниже и ниже. Не стал уже искать окоп с бруствером, охотничий, наверное. Где-то за спиной оставлен и карч с пилой двуручной с огромными зубьями. Ее местоположение я зафиксировал ранее. А вот подкову древнюю, наверное, кто-то забрал! Я некоторое время назад думал, что в этом диком месте один прохаживаюсь. Нашел подкову, повесил ее на видном месте на карч. А потом, после ЛЭПовцев прошел по тому месту. Карч нашел. Подковы не было!

Дамба встретила меня индустриальным грохотом! Работал экскаватор и огромный самосвал. Большие глыбы грузились на самосвал за дамбой, потом он перевозил их и сгружал на дамбе. А экскаватор распределял сваленный материал. Грохотало это все жутко!

IMG_7324--8--15

Новая дамба

IMG_4529--15

Остатки предыдущей дамбы. Еще одного паводка она не выдержала бы

IMG_7307--8
Лов осенней мальмы

Ниже дамбы на плесе стояло несколько машин с рыбаками. Кто-то жег костер, кто-то закидывал удочки. Но – клева не было. Иначе все выглядело бы по-иному! Когда спускался уже недалеко от дамбы, увидел сплавщиков-рыбаков. Они меня тоже увидели, кажется. Проверил – помахал рукой. И они помахали.

в долину реки Ланковая

Я нахожусь на новой дамбе. Сзади нее — вершина сопки с моей Базой

Прошелся по дамбе. Два зуба выдаются в сторону реки. Когда сошел с нее в нижней части, увидел – фильтрует дамба! И это при малой меженной воде. При повышении уровня фильтрация пойдет в слоях выше. И начнутся проседания и вымывания! Долго может не простоять!

Начинаю свое движение вниз по руслу протоки в сторону Гадли. Буквально недалеко от края дамбы в этом месте я однажды на островке устраивал ночевку. Много интересного тогда происходило:

— уплыл от рыбаков, что стояли на Тополях – шумная компания слишком была

— здесь на островке чайки боялись за свое гнездо и кладку яиц – временами реально атаковали меня;

— поздно вечером и ранним туманным утром отснял великолепные сюжеты;

— тяжеленным бревном хлопнул по ногтю указательного пальца руки – почернел сразу;

— поймал пару небольших мальмишек, которых благополучно выпустил.

IMG_7333

Столько событий произошло именно на этом месте чуть ли не у края нынешней дамбы. Я иду сейчас здесь по галечникам, а в прежние годы здесь все было заполнено водой протоки. Вот что произошло здесь весной 1975 года. Я первый раз сплавлялся на резиновой лодке от слияния Олы с Ланковой. Река широченная, бьется на рукава, уходя в лес. Вода – мутная, как молоко. И не замечаешь, как потащило не в ту протоку. Так и получилось – товарищи ушли в один рукав, а меня увлекло потоком именно сюда. Поволновался от неизвестности, где встречусь с друзьями.

У меня есть одна замечательная старая фотография. Мы всей семьей вчетвером тогда ходили в не сложные походы, приезжали и сюда в район Гадли. Сейчас понимаю – то было настоящее семейное счастье – общий интерес, вся семья в сборе и всем всё интересно … Снимок сделан совсем недалеко отсюда, на фото даже старая дамба просматривается. Мы находились на коренном берегу, под кронами высоких чезений (на приведенном выше снимке это центральная часть). Прятали от ветра костёр за толстым поваленным стволом. Рыбалки не было. Мы варили что-то с тушенкой. Сын баловался удочкой в луже, дочь занималась костром, жена кашеварила … Лет тридцать назад это было!

Иду по галечникам вниз. Вокруг – просто море плавника. Все сухое, готовое для костров. У меня от таких дровяных сюжетов душа наливается счастьем! Река-плавник-костер – вот три кита речной рыбалки!

в долину реки Ланковая

Наверное, два года назад шел я здесь же. Время было весеннее, двигался по льду, под которым – протока с приличными ямами. Слева от ледяной корки – открытая вода, которую требуется как-то преодолеть. С большим трудом нашел ледяную перемычку. Вот здесь это было (предыдущее фото). Сейчас здесь малый ручеек – фильтруется из-под дамбы. Ледяными кристаллами оброс по бережкам. Очень красивая картина, достойная объектива видеокамеры. Вспоминаю свою промашку, когда много лет назад поехал побродить по реке ранней весной. На 23-м км Клепкинской трассы это было. В руках у меня была тогда еще аналоговая видеокамера. Весна, вода к вечеру местами выходила из-подо льда, а ночью быстро падала, но успевала подмерзнуть. При этом возникали просто фантастические сооружения из пластин тонкого структурированного льда. Обнаружил такое сказочное место. Отснял с рук, без штатива. Да еще довольно быстро водя камерой. Результат плачевный — фантастическую картинку никуда не вставлял – плохого качества получилась!

IMG_7342

Забрался на коренной берег. Здесь пришлось идти то по тропе, то по старой дороге. В последние паводки река так поработала, что местами срезала дорогу: идешь вроде как по тропе, но это оставшаяся одна колея дороги. Вскоре интересное место встретил. Его два года назад здесь не было. Ровный широкий и глубокий желоб, который прорубил водный поток. Сейчас здесь сухо. И красиво. Чувствуется, какая мощная сила это делала!

Наконец вышел на галечные плесы, где летом работает Гадлинский лицензионный участок. Знаю, что отсюда – минут 20 до поселка. Всё, здесь буду ставить точку. На часах – почти ровно 16 часов. На остановке мне надо оказаться в 17:55. Т.е. у меня на кострование поболее часа.

IMG_7344

Нашел прекрасный залом для последнего костра

IMG_2559--15

Опять нахлынули воспоминания, перекрываемые мыслью – может быть всё это – в последний раз в жизни. То, с чем жил более сорока лет, останется навсегда моей личной историей …

IMG_7364

А между тем солнышко подошло к горизонту. Смеркается. Последние кадры, последние мысли. Оглядываю окружающий мир. Прощаюсь. Костер, зало́м, плес уходят навсегда вдаль временну́ю.

IMG_7359

IMG_7362

Подошел к мужику, что торчал весь этот час на плесе метрах в 300-х ниже от меня. Думал, рыбачит. Нет. Рядом с ним большая пластиковая лодка с мощным мотором. И одновременно со мной к нему подъехал УАЗ-булка с тележкой для лодки. (как оказалось позже, именно на этой лодке знакомый рыбак плавал на Ланковую).

IMG_7367

Галечная дорога среди чезеневого молодняка … Ну, как, молодняка? Лет 10-15 ему. Много лет назад я хаживал по этим местам, тогда леса совсем не было, лишь обширные галечные плесы окружали меня.

Перед уходом в поселок мне надо посетить последнее памятное место. Там тоже много событий было. Вспомню малость. Коренной берег. Совсем рядом – поселок. Именно здесь много лет заканчивали мы свои сплавы. Здесь причаливали, сдувались, шли к поселковой остановке. Но вот уже года три русло реки развернулось, протока сюда закрылась. Я с рыбаками не раз проскакивали место входа в эту протоку. Приходилось причаливать гораздо ниже. Потом тащили рюкзаки и лодки длинной дорогой.

IMG_5163--15

IMG_7372

Много лет назад здесь шла сильная протока. Теперь — так

Вот это место. Такой же крутой берег. Но дно протоки сухое. Да и зарастать стало. Однажды с сыном здесь причаливали. Мыли и укладывали в рюкзаки крупную мальму. Нас, как и других, сильнейшим образом удивил местный рыбак – протарахтел на трицикле по кочкарю и даже пересек глубокий ручей. Тогда еще такие средства передвижения были вновь.

IMG_5166--15

в долину реки Ланковая

Так было. Теперь – так

А один раз причаливали здесь по весеннему половодью. Мутная вода. Паводок еще не прошел. Мы с малым, печальным уловом были, от этого и скручивались грустно. А местный рыбачок, без лодки, с тощим рюкзачком перешел на другую сторону и ну таскать крупняк мальмы у нас на глазах. Душа просто разрывалась! Но у нас – автобус!

Поклонился я этим местам. Всё! Ушло!

Уже капитально стемнело, хотя – 17:30. На зимнем времени мы. Прошел по дамбе, через поле. Встал в последний раз перед поселком, вспомнил две мощные чезении, что стояли на входе. Теперь их нет, ворота – нараспашку.

Вошел в поселок, оглянулся, постоял. Сорок лет активной жизни в этих местах остались там, на плесах, на реке.

Тут и собаки попробовали показать свою активность. Наклонился за камнем – отскочили, знают.

Вот это да-а-а-а-а! Вот это удивили! Утром я этого не мог видеть, конечно! Все вокруг сверкало разными огнями. Стоит несколько искусственных деревьев, обвешанных светодиодными гирляндами. Ну, красиво! Но как-то … странно все выглядит! В таком … дальнем месте и такие красоты. Надолго ли? Походил, полюбовался. Народ местный подтянулся, тоже фотографируют.

20151017_173526

Детский игровой комплекс

20151017_173653

Вечерняя Гадля

15 минут прошли быстро. Подошла маршрутка. Из нее вывалилась куча народа (где только помещались?). Страдают, конечно, местные от такого автобусного обслуживания, которое все более отмирает! Думал, и на Олу много народа будет – всё-таки последний воскресный рейс. Нет, человек 5 нас было в салоне.

Последний раз мелькнули огни поселка. Дальше почти 10 км – темень за окном. Меня ждал Ольский автовокзал.

… Может быть кто-то из прочитавших это побывает когда-нибудь на Гадлинской сопке. Я покидаю навсегда Колыму, родной Магадан. Поэтому в рассказе не раз встречалось слово – прощай.

Была ли какая-то иная, кроме туристской, цель такого странно частого посещения Гадлинской сопки, то весной, то осенью, да еще – с подъемом на сопку? Да, была. В академическом институте Магадана я занимался математическим моделированием разнообразных геологических процессов. В частности, моделированием русловых процессов. Представьте – с каждым паводком река переносит гигантскую массу галечного материала, снося одни острова, формируя другие. Накапливаемый фото- и видеоматериал мог оказаться полезным для моих научных задач.

В заключение отмечу. Я всю жизнь ходил по Колыме с фотоаппаратом и видеокамерой в руках. Можно представить, сколько отснятого материала в моих архивах. Конечно, большая часть его годится только для домашнего просмотра. Но много есть и хорошего, интересного материала. Про Север и Магадан. Для желающих посмотреть интересные сюжеты сообщаю, что их можно найти на моей странице в ютубе. Заходите в ютуб и в поисковой строке набирайте буйскихсевер – имя моей страницы. Интересных вам просмотров!

5 1 голос
Голосуй за статью!