728*90

При Сталине в Москве был разработан план грандиозной реконструкции столицы с организацией широких проспектов, площадей и высотных зданий как символов величия нового советского строя и избавлением от символов царской России.

В рамках него в 1930-60х годах были расширены улицы Охотный ряд, Тверская и Новый Арбат со сносом большом числа исторических зданий. Под новую застройку расчищены районы Китай-город и Зарядье. Особо ценные здания были перенесены по спецтехнологии на новую красную линию и надстроены. В рамках кампании по борьбе с религией были снесены многие православные церкви и монастыри. После распада СССР лишь единицы из них были восстановлены, зачастую с существенным искажением оригинального проекта.

Перед подготовкой к Олимпиаде-80 столица в очередной раз была зачищена от исторических зданий, в основном пострадал район вокруг метро Проспект мира. В 1970-80-е годы по старой застройке от площади Трех вокзалов к Чистым прудам был проложен проспект Академика Сахарова.

Стоит отметить, что новая российская власть, пришедшая на смену советским генсекам и секретарям горкомов, продолжила варварскую традицию уничтожения исторической памяти (кроме церквей, конечно же) — так, с начала 90-х годов в Москве пошли под ковш около 900 исторических зданий постройки XVIII-XX веков.

Сегодня мы вспоминаем 5 главных невосполнимых архитектурных утрат столицы, понесенных с 1917 по 1991 год, когда у власти были коммунисты, хотя этот список можно расширять почти до бесконечности. Сегодня эти ценные культурные объекты могли бы стать важными достопримечательностями, ежегодно привлекающими в город сотни тысяч туристов.

В нашей подборке конечно же собраны не все утраченные шедевры. Ставьте лайки и подписывайтесь, если хотите вторую часть!

Сухарева башня (1695-1934)

 
Несиммтричная башня высотой 64 метра, построенная по распоряжению Петра I в 1695 году на пересечении нынешнего Садового кольца и ул. Сретенка в стиле западноевропейской ратуши с элементами русского зодчества, несколько веков была одной из главных городских доминант и поначалу служила въездными воротами Земляного города на Сретенку.

Сперва в здании находилась морская навигацкая школа с обсерваторией, а позднее — Адмиралтейская коллегия. В начале 19 века у башни был организован Сухаревский рынок, а в самой башне разместили водный резервуар Мытищинского водопровода. После революции помещения сначала занимала трансформаторная станция, а в 1926 году открылся Московский коммунальный музей. К 1930-м годам стало понятно, что башня мешает расширению Садового кольца, и ее было решено снести по личному распоряжению Сталина, несмотря на протесты известных архитекторов и историков.

Сейчас о бывшей башне напоминает лишь название площади и станции метро. В 2000-х годах при строительстве подземного перехода под Садовым кольцом был обнаружен сохранившийся фундамент башни, отчего переход делает изгиб.

Красные ворота (1753-1927)

 
Триумфальная арка на одноименной площади Садового кольца из камня в стиле барокко, богато украшенная лепниной, росписью и фигурками из бронзы, была выстроена в 1753 году на месте деревянных ворот Земляного вала, сооруженных в 1709 году при Петре I в честь победы в Полтавской битве. Оформление ворот было посвящено величеству Российской империи и императорской семьи.

Арка и неподалеку стоящая церковь Трех святителей пошли под ковш в 1927 году при расширении Садового кольца, несмотря на пролетарское красное название. В качестве памяти сейчас одноименное название носит площадь и станция метро.

Китайгородская стена и башни (1518-1934)

 
Стена вокруг исторических районов Китай-город и Зарядье была построена в 1518 году и носила оборонительную функцию, примыкая к угловым башням Кремля. В XVIII–XIX веках в связи с расширением города и появлением более эффективного оружия укрепление утратило свое оборонительное значение, но их было решено сохранить как памятник. Позже в стене были сделаны несколько ворот для удобного въезда.

В 1934 году сталинская реконструкция потребовала расширения центральных улиц, и стена вместе с воротами (Ильинские, Варварские) была практически полностью снесена. Единственный оригинальный участок сохранился за гостиницей Метрополь, где находится служебный въезд с мусорными контейнерами, а также въездные ворота в Третьяковском проезде. В 1970-е годы был воссоздан участок по Китайгородскому проезду, а после распада СССР восстановлены Воскресенские ворота.

Воскресенские ворота

Находившийся за стенами район Зарядье, спускавшийся от Варварки к набережной Москвы-реки также был почти полностью снесен (кроме нескольких церквей и палат) для постройки на набережной сталинской высотки. Однако война внесла свои коррективы, и в итоге здесь была построена гостиница Россия, вместо которой пару лет назад разбили парк Зарядье.

Симонов монастырь (1370-е-1930)

 
Древний монастырь на берегу Москва-реки основали еще конце XIV века по благословению Сергия Радонежского. В XVI—XVII веках он входил в оборонительный пояс, защищавший подступы на южных границах Москвы, и был самым укрепленным из московских монастырей. Окружность монастырских стен достигала 825 метров. В современном варианте башни и стены монастыря строились в XVII веке, а колокольня высотой более 90 метров была построена в XIX веке.

После Октябрьской революции в 1918 году монастырские ценности передали в Оружейную палату, а саму обитель вскоре закрыли. Постройки приспособили сначала как жилье для рабочих близлежащих заводов и киноклуб, а затем под цеха комбината Рыболов-спортсмен.

В 1930 году при расширении производства на автозаводе ЗиЛ, который располагался рядом с монастырем, для строительства заводского Дворца культуры колокольня и большинство церквей со стенами были снесены.

До наших дней сохранились лишь южная стена с 3 (из 5) башнями: угловая дозорная Дуло, пятигранная Кузнечная и круглая Солевая, а также трапезная с Тихвинской церковью (единственная сохранившаяся из 6) и пара других служебных построек.

Симонов монастырь

В 1992 году уцелевшие объекты были возвращены церкви и потихоньку восстанавливаются.

Крестовские водонапорные башни (1892-1939)

 
Две круглые башни в стиле кирпичной эклектики высотой около 40 метров и диаметром 20 метров, связанные между собой ажурным мостиком, были построены на площади Крестовской заставы у Рижского вокзала перед мостом через железную дорогу во время реконструкции Мытищинского водопровода, по которому ранее снабжалась водой столица. Из башен вода самотеком поступала в водопроводы центра города.

На верхнем ярусе башен размещались резервуары с водой емкостью 1850 кубов каждый, а нижние этажи занимали конторы водопроводного хозяйства и квартиры служащих. Снаружи башни были частично облицованы тарусским мрамором и сразу стали достопримечательностью Москвы того времени. Между башнями проходила дорога для машин и трамвайные рельсы.

В 1937 г. после запуска Восточной водопроводной станции башни утратили свое функциональное назначение, и в 1939 г. их сравняли с землей при расширении Ярославского шоссе и постройке Крестовского путепровода.

Источник https://zen.yandex.ru/

0 0 голос
Голосуй за статью!