В Нью-Йорке наступило не просто лучшее, а прекраснейшее время года – октябрь с его разноцветьем осенней листвы. Под Москвой, к сожалению, такой богатой палитры не наблюдается. Как мы узнали, фантастическая красота появляется на восточном побережье Северной Америки, встречается также в Южной Корее и на западном побережье Южной Америки. В США осенний листопад – многомиллионный бизнес, поскольку туристы съезжаются со всего света. Известны графики листопада в разных парках и местностях: со второй половины сентября до середины октября. Уходит летняя изнуряющая жара с высокой влажностью, температура снижается до комфортных 18-22С – «гуляй-не хочу».
Моих жалких способностей не хватит, чтобы описать это великолепие, так что без поэтики, в краткой конспективной форме. Во-первых, местность здесь холмисто-скалистая – Катскильские горы (Catskill Mountains) именно в них на 20 лет заснул Рип ван Винкль, герой одноименного рассказа Вашингтона Ирвина, написавшего и американского «Всадника без головы» — «Легенда о Сонной лощине»).
Осень в Коннектикуте
Где-то в Коннектикуте
Осень в Нью-Йрке
Соответственно, из окна автомобиля видишь не только узкую золотистую полоску деревьев вдоль дороги (как на нашей Среднерусской возвышенности), а яркие краски до небес. Во-вторых, деревья меняют цвет неравномерно, к тому же пород деревьев много, что обеспечивает разноцветье: зеленые, желтые, красные, бордовые, фиолетовые, коричневые шапки деревьев изумляют роскошью, — но и сами листы меняют цвет «сюрно» в смысле «сюрреалистично». У ствола листья могут быть желтыми, а на концах веток – красными или все дерево может быть зеленым, а одна ветка бордовой, или на всем дереве середина листьев может быть зеленой, а края – желтыми.
Сюрреалистично. Не правда ли?
В октябре мы обязательно выезжаем любоваться окрестностями. В поездки мы отправляемся все дальше и дальше (миль за 100), так как нам, ненасытным, подавай что-нибудь новенькое: лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал (правда, родился как-то и парафраз «лучше гор могут быть только моллы (mall — торговый центр), на которых еще не бывал».
По дороге к озеру Silver lake
Пикник с друзьями и родственниками на озере Silver lake
У озера Silver lake
Осень на Silver lake
Как выяснилось вчера на приеме в нашей миссии, коллеги-дипломаты из других стран в долине Гудзона не бывали. Те, что живут на Манхэттене, машин не имеют и торчат в каменном мешке, а остальные как-то не интересовались окрестностями.
Накануне в пятницу Лена с подругой Ирой целый день переписывались по Интернету, утрясая место гулянья: Ира предлагала гору Mohonk (Мохонк), с которой видно три штата (Нью-Йорк, Пенсильванию и Нью-Джерси), а Лена живописное озеро Minnewaska (Минневаска). Через полдня переписки выяснили, что они находятся в одном парке в 90 милях от города. Интернет предложил еще одно – традиционное для Новой Англии (вы помните, что Новая Англия – это северо-восточные штаты США) — осеннее развлечение «кукурузный лабиринт» (playmaze.com). В кукурузном поле прорубают проходы таким образом, чтобы с высоты птичьего полета складывались контуры статуи Свободы, марсианского корабля или Ноева ковчега общей длиной в 1,5 – 2 мили! За удовольствие побегать по лабиринту сдирают по 7-10 долларов с человека.
До озера с горой надо было ехать через городишко New Paltz, в котором мы были с Ираидой Ивановной еще два года назад (теперь она снова у нас с повторным визитом),
Ираиде Ивановне очень понравилось на Минневаске
чтобы посмотреть улицу Гугенотов, выстроенную еще в середине 17 века. Гугеноты вывезли из Франции виноград и начали выращивать его в защищенных от ветра и полных солнца долинах между холмами и делать вино.
Мы остановились у фермы, где можно было самим собирать яблоки и тыквы, не столько для того, чтобы собрать последние яблоки необыкновенной сладости, но для того, чтобы сделать снимки поля с ярко оранжевыми тыквами и яблоневым садом на фоне скал, покрытых буйствующей красками листвой.
Тыквенное поле
Посмотреть с горы Мохонк на три штата нам не удалось: гостиницу на вершине горы арендовала свадьба, так что полиция разворачивала машины уже на подъезде. Мы заплакали и залили горе пивом в немецком ресторанчике. Зато повезло с озером. Оказалось, что оно расположено на вершине другой горы, с серпантина которой видна вся долина. Красотища! Мы успели на озеро как раз к закату – там и висели таблички, указывающие на «красивый вид при закате солнца».
Красивый вид на закате
Народу было довольно много, все рыщут по горам с фотоаппаратами и видеокамерами.
Эстетическое удовольствие получили огромное, и теперь пристально следим за прогнозом погоды в надежде, что листва еще продержится хотя бы пару недель. С наступлением холодов листва облетит в один день,
Остатки поздней осени
польют дожди, подуют ветры, и засядем мы в помещении. Посещение выставки «Александр Гамильтон» мы отложили именно на дрянную погоду.
О финальной стадии президентской гонки 2004 года – назад в будущее
Предвыборная борьба в США вступает в финальную стадию. Когда в советские времена политические «подозреватели» вещали нам о формальной буржуазной демократии и о предвыборной борьбе как о грязной гонке и политическом шоу, мы им, конечно, не верили – сами-то ничего не видели. А зря не верили!
Родные партия и правительство совершили большую ошибку, не транслируя в прямом эфире съезды и теледебаты из США. Очень поучительно.
Типичный съезд Демократической партии: всеобщее «одобрямс»
Оба съезда имеют целью мобилизацию электората, а не обсуждение программы партии, и рассчитаны на то, чтобы «завести» миллионы телезрителей. Программу составляют за кулисами, а на съезде лишь голосуют за нее между делом, причем голосуют делегации от каждого штата, а не индивидуальные делегаты, тем более без таких сложностей, как «принять за основу» и «принять в целом».
Одобрили
Если исход первичных выборов очевиден, и вперед явно выходит один кандидат, то к съезду внутрипартийная конкуренция прекращается. Прения нацелены на восхваление кандидата от данной партии: выступают бывшие президенты, популярные в народе члены партии, родственники и друзья. Славословят своего кандидата до небес, «мочат» соперника. Кандидат в это время ездит по стране, собирая голоса, прибывая на съезд на 3-4-ый день, чтобы милостиво согласиться на номинацию и пообещать оправдать доверие.
Съезд демократов прошел в конце июня в Бостоне. Билл Клинтон произнес прекрасную с риторической точки зрения речь в пользу Керри. Дочери Керри рассказали стране о том, как папа мужественно бросился в воду, чтобы спасти их тонущего хомячка. Сын республиканского президента Р.Рейгана переметнулся и выступил в пользу демократа Керри, так как Буш по религиозным соображениям запретил тратить государственные деньги на исследование стволовых клеток эмбриона, что помогло бы излечить болезнь Альцгеймера, которой страдал Р.Рейган.
Делегация Техаса на съезде Республиканской партии
Съезд Республиканской партии прошел в конце августа-начале сентября в Нью-Йорке. Город вымер в преддверии мер безопасности: перекрыли все, что можно, так что служивый народ слинял, и остались возмутители спокойствия. Демонстрации были огромными (2 млн. человек), но заявку на проведение основной демонстрации в Центральном парке власти отклонили: только что затратили 18 млн. долларов на восстановление газона, где раньше проводили все митинги, а тут, понимаешь, понаехали, чтобы его вдрызг истоптать! Демонстранты тусовались в отдалении от места проведения съезда, полиция лютовала, так что городским властям потом пришлось оправдываться, но извинения были принесены уже «после того».
Республиканцы выставили на подиум знаменитого стадиона и концертного зала Мэдисон-сквер гарден «Терминатора», а ныне губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера;
Железный Арнольд выражает свое «одобрямс»
выступали также бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (стал общенациональной фигурой после терактов 11 сентября, проявив себя с лучшей стороны); сенатор-республиканец Дж.Маккейн — соперник Дж.Буша на первичных выборах 2000 г. и соратник Дж.Керри по «ликвидации последствий» вьетнамской войны. Маккейн и Керри несколько раз ездили вместе во Вьетнам, чтобы вернуть американских военнопленных в США и установить имена без вести пропавших: ходили по тюрьмам, поднимали из болот сбитые самолеты с телами летчиков; Маккейн жестко критиковал Буша в том числе за то, что тот тратит государственные деньги, как «пьяный матрос», вводя страну в штопор бюджетного дефицита, но внутрипартийная дисциплина есть закон.
Все трое отнюдь не выражают генеральную линию Республиканской партии, так что их задача состояла в том, чтобы переманить на свою сторону колеблющихся избирателей, не поддерживающих Буша по вопросам запрета однополых браков, исследования стволовых клеток, запрета на аборты. Эти вопросы (их здесь называют «культурными») носят второстепенный характер по сравнению с экономикой и войной в Ираке, но чашу весов могут склонить в ту или иную сторону [времена меняются: представляется, что раскол Америки по «культурным вопросам», ныне ценностным, спровоцировал руководитель предвыборного штаба Буша – Карл Роув, который решил прибавить голосов Бушу за счет повышения явки стойких сторонников Республиканской партии, т.е. традиционалистов, и поставил «культурные вопросы» во главу угла – Прим. авт.].
В пику демократам с сыном Рейгана республиканцы нашли своего перебежчика — бывшего губернатора Джорджии и демократа Зелла Миллера. Он резко обрушился на своего соратника по партии Керри, поддержав кандидатуру республиканца Дж.Буша, хотя всячески способствовал избранию президентом демократа Билла Клинтона в 1992 году (годы, однако, летят). Вице-президент Дик Чейни просто-таки заклеймил Керри чуть не последними словами (за пару месяцев до съезда пресса его поймала на нецензурной брани в сенате).
В ходе обоих съездов ораторы вплетали в выступление заранее заготовленные речевки, которые зал поддерживал заготовленными плакатиками и криками: «Еще 4 года» (Four more years) для Буша и «Помощь на подходе» для Керри (Help is on the way — это для среднего класса, положение которого ухудшилось в период первого срока президентства Буша_мл.). В конце съездов (как и в перерывах между речами) все пляшут и поют, дуют в рожки, а семьи кандидатов в президенты и кандидатов в вице-президенты выходят в полном составе (дети, внуки, родители) и стоят на сцене под падающими в зал 100 тысячами шарами цветов национального флага и конфетти. Семейственность, непотизм, славословие – патока.
Кандидат от республиканцев единогласно одобрен
Керри – молодец в том плане, что после первичных выборов смог сравняться по опросам общественного мнения с Бушем: как правило, действующий президент всегда опережает по рейтингам «новичка». Однако после съезда республиканцев Буш получил мощную подпитку и стал лидировать в опросах на 6-8 пунктов, т.е. рейтинг его превысил статистическую погрешность (3-4 пункта), но к середине октября оба кандидата снова шли ноздря в ноздрю.
Выравниванию рейтингов немало способствовала победа Керри во всех трех теледебатах.
Соперники
Предварительно обе партии заключили договор о правилах ведения дебатов длиной в 32 страницы с указаниями вплоть до ручек и размера блокнотов полемистов-кандидатов, а также температуры в зале (считается, что Никсон в свое время проиграл теледебаты Джону Кеннеди, поскольку на лице у него выступил пот. Керри – мерзляк, а Буш – горячий американский парень, так что сошлись на том, что температура в зале должна отвечать стандартам в промышленности – примерно + 20С). В первых дебатах по внешней политике и безопасности ведущий задавал кандидатам свои вопросы, на которые они отвечали по 2 минуты, на возражения соперника отводилось 90 секунд, на контр-выпад 30 секунд. Кандидатам было запрещено выходить из-за трибун (в 2000 г. Гор вышел из-за своей трибуны, подошел к трибуне Буша и стал корчить скептические рожи). Во вторых дебатах по разным проблемам ведущий указывал на человека из зала, которому разрешал задавать вопрос. Кандидаты сидели на высоких табуретах, они могли двигаться по залу, но не имели права заходить на территорию друг друга. В третьих дебатах по вопросам здравоохранения, образования и проблемам «культуры» кандидаты снова стояли за трибунами и отвечали на вопросы чернокожей ведущей.
Полемика была острой, но лишенной «архументов». Спор разворачивался примерно так:
Буш: «При мне воздух стал чище, мы приняли новый закон О Чистом Воздухе, спокуха на фейсах» (2 минуты).
Керри: «При нем воздух стал грязнее, я очищу вам воздух» (90 секунд)
Буш: «Он испортит вам воздух» (30 секунд)
Оба откровенно перевирали позиции друг друга (но это они делают всю дорогу), однако Керри смотрелся лучше, чем Буш (растерянный в первых дебатах, нагловатый от страха – во вторых, без конца повторялся – в третьих). Сразу после дебатов публика считала, что дебаты оканчивались боевой ничьей, но дня через 2-3, по зрелом размышлении, отдавала предпочтение Керри.
Кандидаты стирают на публике все грязное белье друг друга, которое только могут найти. В автобиографии Клинтон пишет, что он еще не успел выставить свою кандидатуру на президентских выборах 1992 года, как ему позвонили от Дж.Буша-ст. и предупредили, что заплатят любые деньги любому человеку, который сможет представить хоть какой-то компромат на него, чтобы закопать его и как политического деятеля, и как человека. Вспомним книгу Роберта Пенн Уоррена и фильм «Вся королевская рать», слова губернатора Вилли Старка: «Человек зачат в грехе и рожден в мерзости. Путь его от пеленки зловонной до смердящего савана. Ищи, всегда что-то есть».
Слон — символ Республиканской партии, а осел — символ Демократической партии
Между тем сильно активизировались рядовые граждане. Сторонники демократов не хотят повторения выборов 2000 года, на которых небрежное отношение к регистрации избирателей и наплевательское отношение к явке на выборы (51%) сыграло с Альбертом Гором злую шутку. Дело в том, что выборы президента США не являются общенациональными, прямыми и пропорциональными. Во-первых, подсчет голосов ведется не по всей стране, а по каждому штату отдельно по мажоритарной системе (“winner takes all” -победитель забирает все голоса данного штата). Во-вторых, избиратели голосуют за кандидата, причем за один из списков выборщиков, обозначенных «своим» кандидатом. Однако, по Конституции США, выборщиков НАЗНАЧАЕТ законодательное собрание штата (процедура и критерии назначения не оговариваются). Затем губернатор направляет их список Главному архивариусу США. Если возникает заминка с назначением выборщиков (как было во Флориде при спорных результатах), то губернатор прилагает к списку выборщиков сопроводиловку с объяснениями. Конверты с бюллетенями выборщиков вскрывают аж «в первый понедельник после второй среды ДЕКАБРЯ», а официально подсчитывают 6 ЯНВАРЯ! [Вся система проявила себя на выборах 2020 года – Прим. авт.]
Спорные вопросы решают в Конгрессе: обе палаты голосуют за тот или иной набор выборщиков. Если и они не приходят к единому мнению, то Конгресс обязан руководствоваться сопроводиловкой губернатора. Таким образом, в 2000 году Верховный суд выполнил несвойственные ему функции – он вообще не должен был лезть в это политическое дело – им должны были заниматься выборные, а не судебные органы. Да и если бы вся процедура была соблюдена, то победа была бы отдана Бушу, поскольку в Конгрессе расклад был в его пользу (и в 2002 году на промежуточных выборах в Конгресс Буш усилил свои позиции), да и сопроводиловка губернатора Флориды Джеба Буша объясняла республиканский набор выборщиков.
Братская взаимопомощь (справа — Джеб Буш, губернатор Флориды)
Систему разработали для того, чтобы учесть мнение каждого штата, входящего в федерацию – это ведь не Америка, а «Соединенные Штаты» Америки – отдельные государства, объединившиеся перед лицом общего врага, а именно Британии.
В 2000 году получилось так, что по всей стране А.Гор получил на 0,5 млн. голосов больше, чем Буш, но при раскладе выборщиков по штатам проиграл Бушу. Скандал с подсчетом голосов во Флориде, где губернаторствует брательник Дж.Буша-мл. вам известен: «беременные» бюллетени не засчитывали, афроамериканцев в качестве избирателей не регистрировали, пересчет голосов постановили закончить в срок «вчера». Верховный суд США повелел прекратить бардак, по сути отдав победу Бушу, считая, что важнее прекратить смуту и безвластие в стране, чем до греческих календ заниматься подсчетом бюллетеней, докапываясь до столь любимой нами «правды», то бишь истины вкупе со справедливостью [см. выборы 2020 г. – Прим. авт.].
Перед выбором
Тогда-то многие американцы впервые с удивлением узнали, что участвуют в двухступенчатом голосовании, не говоря уж о том, что единого избирательного законодательства, как и единого избирательного бюллетеня, в стране нет. В Оклахоме, например, голосование проводится только по почте, что оставляет небывалый простор для подлога.
В Колорадо началась кампания за переход на пропорциональную систему. Штат поставляет 9 выборщиков (количество выборщиков каждого штата = пропорционально численности населения + 2). Если один кандидат набирает 40% голосов, а другой – 60% голосов, то победитель забирает все 9 голосов выборщиков. Предлагается их делить пропорционально: скажем, 4 – за первого, и 5 – за второго по принципу «один человек — один голос», чтобы не пропадали голоса тех избирателей, кто оказался в меньшинстве.
К этим выборам обе партии готовятся основательно, «гонка вооружений» взвивается спиралью: выявляют незарегистрированных избирателей и регистрируют, отыскивая, естественно, сторонников своей партии; вовсю идет скупка открепительных талонов (партийные активисты, негласно конечно, предлагают несознательным гражданам по 100 долл. за талон; по последним данным, во Флориде пропало 60 тысяч открепительных талонов). Сознательные же граждане, добровольцы, списываются по Интернету, сбиваются в стайки, скидываются и отправляются в колеблющиеся штаты агитировать за демократическую или республиканскую власть (активны, прежде всего, пенсионеры и молодежь, но и семейные берут отпуска, грузят семьи в автомобили и едут искать счастья в предвыборной борьбе). Таких 30 тысяч человек только от Демократической партии. Демократы собираются в день выборов направить 25 тысяч наблюдателей, в основном юристов, на
3 500 избирательных участков в 17 колеблющихся штатах, где наиболее вероятны махинации с подсчетом голосов.
Пенсильвания, Огайо, Флорида – туда брошены все силы, поскольку эти густо населенные штаты поставляют наибольшее количество выборщиков среди всех колеблющихся «пурпурных» штатов («синие» штаты — за демократов, «красные» — за республиканцев).
Итоги голосования на президентских выборах 2004 г.
Уже сейчас, за неделю до выборов, все взоры обращены к Верховному суду США, поскольку ожидают, что голоса придется пересчитывать в нескольких штатах, и в ночь выборов мир не узнает имя победителя. Однако на этот раз обозреватели полагают, что «волевое решение», принятое Верховным судом в 2000 году, не пройдет.
Ставки сделаны
Ждем-с,
Делайте ваши ставки, господа (поле красное, поле синее, поле пурпурное?)