Камчатка — она такая дорогая, такая не близкая, такая пугающая, что многие не рассматривают ее как место для отдыха и путешествий. Но это все стереотипы.

Летом 2021 года мы: я и супруга, с очень скромным бюджетом, за 10 дней на Камчатке прошли под рюкзаками 165 километров, забрались на два вулкана, купались в горячих источниках, пили нарзан кружками прямо из-под ног, встретили лицом к лицу пять медведей, рысенка, глухаря, ели ягоды, рыбу, икру, ночевали на знаменитом Халактырском пляже побережья Тихого океана, а главное — повстречали много интересных людей и оставили себе массу положительных впечатлений от путешествия. Но все по порядку.

Нами заранее был рассчитан и составлен пеший маршрут по природному парку «Налычево», через Госуслуги оформлены документы на его посещение и приобретены билеты на самолет, закачаны карты в телефон. Из дома стартовали сразу в походных костюмах, ботинках и под рюкзаками, которые весили 23 и 20 килограммов. На месте нужно было только добавить баллоны с газом для приготовления пищи и средства от мишек, так как в самолет такое нельзя.

Автомобиль оставлен на автостоянке аэропорта Толмачево. Пять часов полета, пять часов разницы во времени и мы там, «где начинается Россия» — Камчатка.

C:\Users\asus\Desktop\фоты с Камч\миши.jpg

Аэропорт расположен в небольшом городке Елизово, который является городом-спутником Петропавловска-Камчатского. На автобусе доехали до нужного магазина, закупили газ, патроны для сигнала охотника, фальшфейеры, пообедали в ближайшем кафе, откуда на такси выдвинулись к месту старта пешего маршрута – пос. Пиначево.

C:\Users\asus\Desktop\фоты с Камч\IMG_20210801_050517_BURST1.jpg

Планировалось сразу в этот же день, до ночевки, пройти около 8 километров, но мы немного запоздали по времени, да и на улице моросил дождь. На входе в парк расположен кордон, где у нас проверили документы, и егерь Юрий настоятельно рекомендовал остаться у него ночевать на территории в палатке, чем мы и воспользовались.

Утром, ура, вышли на маршрут! Первую половину дня моросил дождь, но мы были бодры и веселы…до определенного момента. Надо сказать, что дабы избежать нежелательных встреч с хозяевами этих мест, то необходимо соблюдать ряд обязательных условий: передвигаться строго по маршруту в дневное время, постоянно производить какой-то шум и иметь под рукой средства защиты. Мы шли с трекинговыми палочками, к одной из которых была привязана металлическая кружка с ключиками для создания эффекта «колокольчика», у меня постоянно в руке находился сигнал охотника, а у супруги – фальшфейер, разговаривали, свистели, шумели.

Растительность же в начале нашего маршрута – это сплошные леса из одной березы и травы с человеческий рост и выше – «шеламайника». J:\телефон Марины\Каичатка с телефона\IMG_20210801_074005.jpg

Да…до определенного момента. Зайдя на очередную полянку с шеламайником, метрах в двадцати от нас, над травой поднялась рыжая заспанная морда и стала изучать тех, кто помешал ему сладко спать. Какие мысли и ощущения в наших головах пронеслись за эти мгновения описать трудно, но они точно были новы. Выстрелить я не успел, медведь опустился в траву, и убежал.

Как объяснить, что косолапых здесь много? На Камчатке 15% всей популяции России. Мы шли по тропе, постоянно наблюдая следы их пребывания – это лежки в траве вдоль маршрута и экскременты. Медведи слабовато видят, но обладают отличным чутьем и слухом, поэтому успевают скрыться с тропы заранее. Ну а этот мишка нас просто проспал. На сегодня приключений хватит.

К вечеру добрались до нашей ночевке, кордона «Семеновский». Еще при выходе на поляну над домиком увидели дымок. Значит, мы ночуем не одни. Роман, путешественник из Карелии, встретил нас с кружкой чая и детенышем рыси. Звереныш пять километров бежал за Романом, из чего был сделан вывод, что он остался без родителей. Было принято решение отнести рысенка на кордон «Центральный».

На следующий день мы преодолели перевал «Пиначевский» и благополучно добрались до кордона «Центральный», однако, дорогой слышали грозные рыки и удивлялись размерам результатов мишкиного пищеварения. На кордоне находятся «Налычевские горячие источники», аналоги которым есть только во Франции и США. В дневное время каждые пять минут приземляются и взлетают вертолеты. Вечером же, после пяти часов, наступает тишина.

Заселились в самое дешевое жилье – «Аквариум» и вдвоем отправились купаться на «Лужу №3». Такие вот названия, что соответствуют размерам водоемов. Однако все компенсируется горячей и чистой водой, которая вмиг снимает усталость и расслабляет. «Лужи» оборудованы деревянными помостами и раздевалками. Сполна нанежившись, решили перейти в следующую лужу, откуда была слышна музыка и веселые крики. Взяли вещи, поднялись на бугорок и встали «как вкопанные». За купающейся молодежью наблюдал огромный рыжий медведь, но до нас ему было намного ближе. Ветер дул с его стороны, а мы повели себя тихо. До цивилизации, до егерей метров восемьсот, убежать шансов нет, но я все же решился сделать фото и мы потихоньку, а потом и побежали к егерям.

Егерь, посмотрев мое фото, сообщил, что это местный медведь, старый и умный и, что он только наблюдает и на людей не нападает. Предупреждать купающихся он не пошел, заявив, что всем известно — после пяти за территорию кордона выходить нельзя.

На следующий день нам предстоял переход к «Таловским» горячим источникам с одноименным кордоном и в нашу мини группу влился еще один участник из Калининграда Федорищев Юрий, как оказалось человек – легенда. В свои 78 лет он продолжает совершать пешие походы, полковник в отставке, ветеран войны в Афганистане, прошел всю Россию пешком, а на Камчатке забрался на все вулканы, пишет книги.

Утром, перед выходом на маршрут, у нас с супругой появилось пол часа свободного времени и мы решили сходить посмотреть еще одну местную достопримечательность – «грифон Иванова», находящийся метрах в трехстах от места сборов. Грифон – это такой искусственный самоизливающийся выход термальных вод, образовавшихся после бурения скважин в этих местах в 60-е годы прошлого века. Температура 75,6 градусов, глубина 200 метров. Это же прям рядом с кордоном!

Но отойдя метров 100-150, хорошо, что в стороне от тропы, из травы на задние лапы поднялся огромный, но уже черный красивый медведь. Испуга не было, а лишь удивление и очередной ступор. Взгляд у мишки был умный, изучив нас, он все правильно понял, опустился и убежал. Мы постояли некоторое время, успокоились и решили все-таки дойти до грифона, но сделав, буквально, несколько шагов опять встали «как вкопанные» — перед нами нашу тропинку резво перебежали два медведя, как потом выяснилось – это самые наглые местные жители, им по три года и ходят парой. Да, желание дойти до грифона пропало. Его мы посетили только через три дня.

«Лужа №3»

В последующие три дня мы удачно сходили на «Таловские» горячие источники, откуда радиально совершили восхождении на вулкан Дзензур, наконец-то воочию увидели и потрогали настоящую лаву, восхитились масштабами извержений и разрушений и в очередной раз осознали себя песчинками на земле. А какие там виды! Камера не передаст эмоций и той красоты.

По возвращении на кордон «Центральный» наша группа распалась. Ребята остались, а у нас был жесткий график.

От кордона до подножия вулкана Авачинская сопка около 45 километров и этот путь мы преодолели за полтора дня, заночевав в небольшом домике, первый этаж которого занимает источник с водами нарзана. Черпаешь кружкой и пьешь.

C:\Users\asus\Desktop\фоты с Камч\20210805_155425.jpg

Авачинская сопка – это действующий вулкан, относящийся к группе так называемых домашних вулканов. У подножия расположено множество туристических баз, строится горнолыжный комплекс. Но мы, даже, невзирая на моросящий дождь, поставили свою палатку в специально отведенном месте прямо у начала маршрута. D:\ФОТО\Камчатка\11110806\DSC08486.JPG

Утром, в шесть часов штурм. Самые нетерпеливые восходители спать не давали уже с трех часов, протопав около палаток. Высота вулкана 2741 метр. Это прилично, так как восхождение начинается почти с нуля от уровня моря. Дорогой нас настигал дождь, снег, мерзли руки. Спасали запасные теплые носки, которые надевали на руки. Около пяти часов работы и мы в жерле вулкана, где можно погреться. Жаль, что немного не повезло с погодой, над нами постоянно висела туча, и не было видно города, океана, соседних вулканов. В какой – то момент началось очередное небольшое извержение на противоположной стороне жерла и мы быстренько начали спускаться.

В жерле вулкана вулканическая пробка.

По дороге в низ встретили пожилую пару туристов из г. Омска, которые поднимались с рюкзаками и планировали ночевку на вулкане. Такое они уже проделывали 10 лет назад.

Вид на вулкан Корякская сопка при спуске с Авачинской сопки.

После обеда мы благополучно спустились в лагерь, отпраздновали восхождение и утром следующего дня отправились в город Петропавловск-Камчатский, до которого было километров 25.

Надо сказать, что люди на Камчатке немного «другие»: они добрее, отзывчивее. Об этом можно прочитать в разных отчетах путешественников. И мы ни сколько не удивились, что первая же машина остановилась на нашу просьбу, и ребята нас довезли до центра города.

Немного пополнив свои запасы, на автобусе мы отправились в пос. Заозерный. От поселка 7 километров прошли пешком и вот ОН… Здравствуй Тихий океан!

C:\Users\asus\Desktop\фоты с Камч\20210808_140054.jpg

Халактырский пляж знаменит своим черным вулканическим песком и протяженностью около 10 километров. На побережье расположено несколько спортивных баз серферов, рядом с одной из которых мы и заночевали.

Утром был запланирован выход на корабле в океан. Мечтали встретить китов и касаток, тюленей. Но вмешалась погода. Опустилась облачность. Вертолетные туры запретили, и народ разобрал все кораблики. Мы же пока добрались до города, то мест уже не было. Остаток дня потратили на приобретение подарочков и поднялись на самую высокую точку города – Мишина гора. Приключения закончились, утром домой.

P.S. В свою далекую молодость в программах новостей с Камчатки оператор выбирал такой ракурс, чтобы у корреспондента за спиной были видны вулканы домашней группы. И смотря новости, я мечтал, что когда-нибудь буду стоять там, на вершине…Мечты сбываются!