Все дороги начинаются с первого шага…
Дальние дороги начинаются с телевизионой рекламы…
Бегущая строка на телеэкране соблазняла — Теплоход «Севастополь-1» из Скадовска…

Звоните! Звоню?!

Приятный женский голос настраивает на решительные действия.
Оформление поездки на удивление просто и быстро…
Автобус «Икарус» в назначенное время отошел от конторы компании «Гесс и К» по ул.Балаклавской и …

Путешествие началось… На календаре сияют цифры : 2002г. август 1-7

Схема путешествия проста:

Севастополь — Черное море — Севастополь и Скадовск- Стамбул-Скадовск

Километраж неважен.

Главное – хороший экипаж и гид хороший в экипаже…

Содержание ожидающего вас рассказа

Глава 1. Начало пути. Первые радости и неожиданности
1 августа. Вторник. Севастополь — Скадовск. Первые впечатления.
2 августа. Среда. Скадовск — море.
3 августа. Четверг. Море — Босфор — Стамбул.

Глава 2 Туристская круговерть в Стамбуле
3 августа. Мы в Стамбуле. А подать нам дворцы и мечети.
История создания Султанахмета.
Удовлетворение неудовлетворенных

Глава 3 Стамбульские тайны
4 августа. Пятница. Стамбул оптом и в розницу.

Глава 4 YEREBAТАN SARNICI — византийская цистерна
5 августа. Суббота. Режим тот же — подъем, завтрак, вперед!

Глава 5 «Пазар» по турецки – Праздник!
Рынок вокруг нас

Глава 6 В гостях хорошо, а дома …увидим
6 августа. Воскресенье. До свидания, Стамбул
6 августа.Море. Завтрак в 8 часов.
7 августа. Море.


Глава 1. Начало пути. Первые радости и неожиданности

1 августа. Вторник. Севастополь — Скадовск. Первые впечатления.

Вообще-то такие путешествия называют авантюрами. Почему? Да потому, что мы толком не знали, что нас ожидает и, в основном, рассчитывали на приятные неожиданности.

Неожиданности начались в Скадовске, куда мы приехали вечером, сразу после заката солнца. Нас встретила симпатичная сотрудница компании — Надежда Константиновна и, не менее приятный Олег Александрович Кумкин, который в дальнейшем отправился с пароходом в Стамбул. Нас любезно попросили оставить свои вещи под присмотром в здании бывшего ДК моряков в морпорту и проследовать на пароход, чтобы разместиться в каютах и привести себя в порядок и явиться в столовую на ужин…

Объявление по громкой судовой связи возвещало, что все прибывшие господа-пассажиры делятся на две смены. 1-я смена – это транзитные пассажиры, которые будут возвращаться в Скадовск на этом пароходе без задержки в Стамбуле. 2-я смена — это пассажиры, которые едут только в одну сторону, т.е. сходят в Стамбуле.
1-я смена приглашается в столовую на ужин. Приятного Вам аппетита! Голос умолк и зазвучала знойная музыка.

Мы с удовлетворением обнаружили, что мы и есть 1-ая смена, да еще и транзитные паасажиры и отправились в столовую. Ужин был отменным.

Первые неожиданности были приятными.

Пароход продолжал грузиться, а нас все не приглашали в таможню и за вещами, хотя отход ожидали в 24 часа во вторник, как и было объявлено в первичной рекламе. Но дело явно затагивалось… Не все неожиданности оказывались приятными.

2 августа. Среда. Скадовск — море

Наконец, около 5 утра, в среду, раздался долгожданный голос — Проснитесь, пожалуйста и проследуйте с вещами в таможню!
Проснулись. Проследовали. Заполнили декларации. Опытные отьезжающие с готовностью помогали неопытным — обстановка была самая дружеская. Здесь образовались небольшие компании взаимно симпатичных друг другу людей. С нами рядом оказались две женщины из Скадовска (которые на самом деле были с Чукотки из Анадыря — отдыхающими в Скадовске у родственников — но это мы узнали позднее)
Наконец, в половине девятого все прошли таможню и собрались на законных правах на пароходе. Конечно нас тут же пригласили …завтракать! Дело приобретало интересный оборот — пока мы только ели и спали, дорога к Стамбулу оставалась в перспективе… Приятного Вам аппетита!

Завтрак был прекрасным и во время заключительной его фазы с возлияниями… Намек был понят и мы отчалили.

Скадовск медленно удалялся. Вернее мы медлено удалялись от Скадовска. Низкие берега Тавриды, Джарылгач с маяком, слева воды Каркинитского залива…начало качать… впереди слева показались обрывистые берега Крыма –это был Джангуль и вдали Тарханкутский маяк. Штормило.

В этих местах почти всегда штормит. Пассажиры разбрелись по интересам: кто любоваться барашками волн и играющими в них дельфинами, а кто — в каюты, стонать и плакать о своей несчастной доле на этом несчастном пароходе в этом несчастном море. И зачем только я поехал (поехала) на этом пароходе в этот Стамбул. История известная, описанная много, много раз, но каждый раз окрашенная в новые краски новой индивидуальностью.

Время шло незаметно. Редели ряды обедающих и ужинающих, но качество еды было неизменно отменным! Изобретательность кока вызывала восхищение. Спасибо коку!

Кругом море, только дельфины изредка покажутся  вблизи.

*Примечание. Мартирос Сарьян «Из моей жизни» … 26 февраля 1910 года я выехал из Севастополя в Константинополь. День был пасмурный, море неспокойное…С востока дул резкий ветер. Грозные волны катились одна за другой и, с шумом ударяясь друг о друга, разбивались в мелкие сверкающие, как стекло, брызги… как только пароход вышел в открытое море … все вокруг нас неистово заплясало: и небо с клубящимися облаками и отдаляющийся Севастополь и горизонт.

Я почувствовал себя неважно. Мне предложили спуститься и немедленно лечь. Последовав этому совету, я почувствовал себя лучше, но при каждой попытке встать у меня начинал дико кружиться голова. Я решил не вставать…

Проходят годы, века, а картина первого знакомства человека с морем в свободном плавании остается неизменной. Разве что меняется впечатление в зависимости от размеров судна. Размеры парохода, на котором плыл Сарьян в 1910 году и Люда в 2002 году вполне совпадали, поэтому и ощущения этих двух разных людей были одинаковы.

3 августа. Четверг. Море — Босфор — Стамбул

Утром проснулись пораньше. Теплоход настойчиво идет вперед. Голос из динамика привычно зовет 1- ю смену на ее приятную вахту.

В столовой народу уже побольше. Значит качка поутихла. Скоро будем в Стамбуле. Ориентировочное время прибытия в порт Каракей 13 часов. Поверим еще раз. Завтракаем- и на палубу. Здесь уже оживленно. И на море заметно оживление. Попутные пароходы всех мастей и размеров идут туда- к Босфору. Там Стамбул. Там Каракей. Что такое Каракей, кроме названия? Стамбул? Ну это понятно! С детства наслышаны и на картинах Айвазовского навидены!

В 10 часов в дымке показались высокие берега. Европейский берег, азиатский берег — все слилось в одной слаборазличимой полосе.

Стамбул едем

Наконец, впереди стал различим высокий белый маяк.
Входим в Босфор, оставляя маяк и остатки старой крепости справа по борту. Остатки старой крепости и слева по борту.

А прямо по курсу- Босфор (в переводе Босфор означает- корова, это связь с легендарными Зевсом и Ио).
Берега Босфора удивительно красивы –зеленые холмы с вкраплениями поселков, по крутым склонам краснобелыми ручьями стекающими к берегу моря – Босфора. Зеленые склоны и верхушки холмов, скалистые обрывы, красные крыш и домиков, словно пчелиные соты прилепившиеся во всех удобных впадинах, по берегу цепочки белоснежных дворцов.
Босфор извивается как змея.

Пароходы идут вереницей в обоих направлениях. Впереди мост. Справа от него огромная крепость в хорошем состоянии с турецким флагом на башне. Это Фатин-мост и Румели-крепость.

А у нас очередной обед. Отказаться от этого удовольствия никак нельзя и не смотреть на проплывающие берега Босфора и разворачивающуюся панораму огромного города тоже нельзя! Совмещаем эти две задачи за счет туристического мастерства. Получается, вроде бы?!

Второй мост – Босфорский, проходим в 12 часов. Идем дальше. Где же Каракей?

А вот как раз и Каракей справа по борту. У стенки стоят два огромных парохода словно белые айсберги — горы, прилепившиеся к высоким берегам.

Мечети возвышаются на городом и холмами. Вот Ай-София. Вот Голубая мечеть. Вот прямо над берегом дворец султана Сулеймана (еще называется дворец Топкапы) с розовыми замысловатыми башенками по контуру. Многое знакомо по телевизионным картинкам, но все не то, что мы ожидали увидеть.

Весь известный нам по описаниям Стамбул оказывается справа, на Европейском берегу. А на азиатском берегу бесконечное скопление домов, башен, дворцов, кранов, зелени и островов, теряющихся вдали в дымке над Мраморным морем.

Вправо уходит бухта Золотой Рог. Идем дальше. Во все стороны снуют пароходы и катера, лодки — и все удивительно быстро. Толчея на воде, но толчея очень красивая и организованная.

Впереди открываются просторы.

Выходим в Мраморное море

Вокруг десятки и десятки пароходов, а вдали высокие скалистые острова. Это открытая внешняя стоянка — внешний рейд пароходов, ожидающих места в портах у стенки. Портов в Стамбуле много. Нам нужно место у стенки в порту Каракей, но пока там все занято-там же стоят горы-пароходы! Наш пароход останавливается на внешнем рейде напротив района Еникапы.

Сразу к борту подошел катер-агент и все сошли по трапу на его палубу.

путешествие в Стамбул

Катер быстро понесся вдоль берега в обратную сторону и снова перед нами проплывали Топкапы, Голубая мечеть и Ай-София, только уже намного ближе. На балконе во дворце Топкапы группа людей-наверное там экскурсанты. По набережной и в воде сидящие и плавающие люди. Сразу бросается в глаза, что это только мужчины, улыбаются, машут приветственно руками.

Очень хорошая благожелательная обстановка, беззаботная стамбульская жизнь. Пересекли устье Золотого Рога и причалили рядом с огромным пароходом «Олимпик Вояджер». К вечеру наш пароход станет здесь у стенки — так нам обещают. Правее у стенки горы-пароходы «Гранд-принцесс» и «Миллениум». Мы в порту Каракей. Вокруг нас Стамбул. Стамбул везде, сколько хватает глаз. Каракей в самом центре Стамбула. Это очень удобно, особенно нам-экскурсантам.

Те, кто сходил на берег, т.е смена 2, в течение пяти минут прошли таможню и исчезли из нашего вида. Фантастическая оперативность. Следом за ними мы, 1-я смена, быстро получили пропуска-мапкарты — и мы тоже в Стамбуле.

*Примечание. Мартирос Сарьян «Из моей жизни»…Сквозь круглый иллюминатор показались прекрасные берега Босфора. Поспешно вскочив с койки, я поднялся на палубу, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой. Как бы соревнуясь с пароходом, мчались и резвились, время от времени выпрыгивая из воды, дельфины. Холмистые берега были покрыты пышными зелеными садами. Показались особняки богачей и иностранных посольств.

Мы причалили к пристани. Сейчас же палуба парохода заполнилась людьми. Это были большей частью маклеры греки, предлагающие свои услуги. Я познакомился с одним из них, и мы сошли на берег. В турецкой таможне у меня спросили только паспорт. Вещей у меня было мало и их не стали проверять.
Из порта мы направились прямо в Галату. По улицам двигались толпы людей. Навстречу нам тащилась конка, впереди которой бежал трубач, прокладывающий дорогу. Но первое, что привлекло мое внимание, это было неисчислимое количество бродячих собак.

Выспавшись за ночь, я весь следующий день бродил по древней византийской столице. Конечно, приходилось доверять вкусу и знаниям моего проводника в выборе достопримечательностей. Самой интересной частью города был Стамбул…

Вот те на! (мой комментарий) Оказывается, сто лет назад Стамбулом называлась старая часть города Константинополь. По исторической логике ведь должно быть наоборот. Но у истории своя логика. А свидетельство Мартироса Сарьяна является фактом, который не оспоришь!

Глава 2 Туристская круговерть в Стамбуле

3 августа. Мы в Стамбуле. А подать нам дворцы и мечети.

Менеджер туристической фирмы Хайретин (болгарский турок) просит нас чуть подождать- сейчас придет гид и мы поедем на экскурсию. Время близится к 14 часам и мы волнуемся- ведь не успеем все запланированное посмотреть. Наконец появляется гид, мы садимся в небольшой автобус и едем. Едем-это не то слово, которое может передать выкрутасы, которые проделывает автобус в скоплении людей и машин на улицах города. Гид-Ихат(также болгарский турок) сразу громко без микрофона (потом нашел микрофон) стал рассказывать нам, что мы увидим (мы это уже слышим в третий раз- на пароходе от Кумкина, на пароходе от Хайретина и теперь от Ихата).

Считается — раз одно и тоже говорят — значит это правда. Правда — это хорошо, но что же дальше. Давайте сами обещанные дворцы и мечети!

Улицы узкие, крутые, толчея невообразимая. Проезжаем невдалеке от древнего акведука-очевидно византийско-римской эпохи и наконец минут через 15 езды останавливаемся. Входим в двор дворца Топкапы. Билеты на всех (нас 24человека) берет гид. Билет стоит 4 миллиона лир (это 6,25 доллара США )
Двор дворца утопает в цветущих кустах олеандра и еще похожего на акацию растения, усыпанного розовыми цветами (олеандр). Огромные платаны.
Фильм «Роксолана» очевидно снимался в этих местах. Красивые виды в фильме, но реальность превосходит все. Разноголосые и разноязыкие гиды с табличками ведут за собой толпы туристов.

  • Почему мы без таблички -спрашиваем у Ихата?
  • Разве мы маленькие, разве потеряемся? — отвечает он вопросом на вопрос. Я с вами — смотрите, где я и все будет в порядке!

Все с этим согласны, но временами группа разбредается и приходится всех собирать и долго ждать- а времени в обрез. Музеи закрываются в 18 вечера. Главное достояние дворца-Сокровищница. И все гиды наперебой кричат-Сокровищница и влекут в одном направлении толпы жаждущих. В Сокровищнице столпотворение. Но, удивительное дело, все помещаются и никто никому не мешает. Экспонаты в прозрачных колпаках видны со всех сторон. Фотовспышки сверкают беспрерывно-сколько фотографий рождается каждый миг, чтобы разлететься по всему миру.

Золотой подсвечник

Про экспонаты трудно говорить — их надо видеть. Сферический изумруд диаметром 5 сантиметров, золотой подсвечник весом 25 килограмм, воинский доспех султана, посуда, поражающая изяществом и роскошью- это надо видеть.

И золотая шкатулка со слоном

И никакой видимой охраны. Вспышки сверкают беспрерывно
Методичные и обстоятельные японцы,
шумливые англичане,
молитвено сосредоточенные и
неулыбчивые мусульманки
в пальто и плотных платках — все любознательны и настойчивы.
Все хотят видеть все и все все видят и никто никому не мешает.
Прекрасный музей!
Гид торопит.
Скоро закроют Ай-Софию.
Мы бегом летим через сад, забегаем по пути в гарем — потом оказалось, что гарем на ремонте и мы видели только диван-зал заседаний совета и окошко в гареме, из которого жены могли наблюдать за происходящим в диване.

Наша цель — Ай-София!

К воротам подбегаем, когда они уже закрыты. Ихат договаривается с охранником и нас впускают во двор. Ихат доволен и мы тоже.
Опять таже история с билетами (билет стоит 4 миллиона лир).

Стамбул

Через огромные двери входим в огромное здание.
Своды теряются в вышине.
Освещение тусклое и это еще болыце увеличивает огромное пространство.
На стенах соседствуют христианские и мусульманские росписи.
Богоматерь парит высоко вверху.
Схожесть с Богоматерью Софийского собора в Киеве.
На колоннах архангелы и мусульманские знаки.
Никто никому не мешает.
Бог один и разные религии могут жить рядом без вражды.

Мечеть-храм с невероятной историей.
Переплетение событий и судеб.
Трепет охватывает от осознания, что все это происходило именно здесь, в этих стенах.
В мраморной колонне замысловатой формы дырка с белесым кругом вокруг нее.
В дырку надо вставить большой палец и покрутить кистью руки вокруг.

Длинная очередь желающих выполнить этот ритуал. Сколько миллионов рук полировали эту колонну. Подождали и мы свою очередь и повертели рукой, загадывая желание-каждый свое.
А дырка глубока! Пройдет время и вся кисть руки будет погружаться в колонну.

В Ай-Софии идет ремонт. Леса заслоняют добрую половину объема храма-мечети-музея.
Теперь идем на ипподром. Ихат уверенно останавливает автомобили на пути и нас пропускают, терпеливо ждут. Выходим на открытое пространство. Где же ипподром? Впереди высокие колонны, стоящие в глубоких ямах. Оказывается это пространство и есть ипподром.

Колонны-обелиски стоят ниже современного уровня площади на 3 метра в квадратных ямах-колодцах. Дно колодцев выложено грубой брусчаткой-это и есть остатки древнего ипподрома. На площади расположены 3 колонны. Первая -розового гранита с углубленным рисунком по граням -это египетская колонна, которая сохранилась лучше других. Вторая колонна — змеиная, отлита из бронзы.

Третья колонна-Константина, сложена из крупных блоков известняка.

Египетская колонна поставлена в 390 году н.э., но выглядит совершенно молодо, будто ее только соорудили. Остальные колонны поставлены немного позднее, но состояние их достаточно плохое — сразу чувствуется возраст. Змеиная колонна и колонна Константина повреждены в 11 веке во время крестовых походов.

Крестоносцы срывали все золотые украшения и другие ценности, а как раз Змеиная колонна представляла собой три толстых змеиных тела, свившихся в один столб, на вершине которого, т.е. на змеиных головах, стояла золотая чаша. Золотую чашу и верхнюю часть колонны высотой около 4 метров отломили и забрали с собой грабители-крестоносцы.

Фрагменты этой чаши находятся в одном из музеев Европы. Оставшийся 5- ти метровый обрубок весьма внушителен, однако теперь это пустотелая труба, в которую набирается вода во время дождей, и чтобы она там не застаивалась, в мраморном подножии вырублен водосток. По рассказу Ихата змеиная колонна отлита из бронзовых шлемов побежденных воинов в одной из битв в 4 столетии н.э..

*Примечание. Недавно, в одной из телевизионных передач была рассказана другая история этой колонны. По этой версии змеиная колонна из золота была сооружена в Греции, в Дельфах, в знак объединения народов. Позднее эту колонну уничтожили, но затем восстановили в виде бронзовой копии. Вот эту копию (вернее обломок от нее) и можно сейчас видеть в Стамбуле.

Крестоносцы грабили не только золото. Колонна Константина была облицована бронзовыми плитами, но о них напоминают только углубления от штырей, которыми крепились эти плиты к колонне.

Ихат расказывает об этом с явным неодобрением, но без намеков на религиозные разногласия между христианами и мусульманами.

Впрочем, в Стамбуле эти разногласия незаметны.

Мы уже не спешим. Голубая мечеть или Султанахмет, как ее называют здесь, перед нами. Но мечеть совсем не голубая. Вход в мечеть бесплатный, но надо снять обувь (положить ее в пакетик и взять с собой).
Тем, кто в шортах, повязаться голубой повязкой в виде юбки.
(Ихат шутит, что мы из мужчин превратились в женщин).

Всем женщинам с голыми руками и непокрытой головой также надо покрыться голубой накидкой.

В таком виде входим внутрь мечети.
Внутри она действительно оказывается голубой, но это видно только внизу.
Своды теряются в вышине и, несмотря на множество лампочек, подвешенных над полом чуть выше ходящих людей, наверху практически ничего не видно, кроме цветных витражей в окнах.

Мечеть огромна и тиха.

Несколько мужчин молятся, стоя на коленях на ковре в восточной части зала.

Несколько женщин молятся за решетчатой загородкой в западной части.

На выходе отдаем повязки и обуваемся…

Стамбул вечеромГлашатай приглашает подать пожертвование…

Во дворе мужчины совершают омовение…
(омоивание-как произносит Ихат).
Омовение совершают до и после посещения мечети.
Ритуал довольно долгий и сложный.
Чтобы облегчить задачу множеству людей, краников в стене очень много

Читать далее

0 0 vote
Голосуй за статью!