“Так пролетят века.. . я ведьмою останусь.
Ты — Мастер мой — так обещал Лаплас.
Любовь не даст нам окунуться в старость,
Лишь вечная весна для нас”.
/Юшкова Надежда/
Почему сегодня “об этом”? Не так давно проезжали мимо объекта, на который я буквально “свернула шею”. Но это Садовое кольцо, поэтому пролетели быстро. Тут же я сделала запрос Гуглу, а что это такое я увидела? Ответом стало скульптура “Автомобиль Воланда”.
А тут недавно фильм новый вышел в тему. Поэтому вот и статья.
Речь идет о памятнике Мастеру и Маргарите, который установлен в районе Земляного Вала. Герои булгаковской эпопеи воссоединились и парят над фантастической машиной Воланда. Скульптура установлена в точке, где пересекаются Садовое кольцо и Сивяков переулок. Памятник по-настоящему меня заинтересовал. Кроме того, всем известно, что нет покоя ни персонажам Булгакова, ни тем, кто брался и берется (и будет браться!) за перенесение действующих лиц и знаковых событий на экран или сцену.
Непокой и запреты коснулись и скульптурной композиции “Автомобиль Воланда”. Делюсь тем, что удалось узнать об объекте и что интересно лично мне.
Cплетение Мастера и Маргариты. Детали “адской машины”. Водитель-грач
Памятную композицию, не похожую ни на какие иные скульптурные группы, можно заметить на пути, если ехать по наружной стороне Садового кольца. Когда проедете Таганку — будьте особенно внимательны: справа вы увидите влюбленных Мастера и Маргариту, которые как-будто вознеслись над адской машиной Воланда.
Мастер и Маргарита (общепринятое сокращение “МиМ”)
Вот фрагмент текста великого Романа, где Булгаков рассказывает, как выглядел автомобиль, на котором Маргарита возвращалась с шабаша:
«Козлоногий почтительно осведомился у Маргариты, на чем она прибыла на реку; узнав, что она явилась верхом на щетке, сказал: – О, зачем же, это неудобно, – мигом соорудил из двух сучков какой-то подозрительный телефон и потребовал у кого-то сию же минуту прислать машину, что и исполнилось, действительно, в одну минуту”.
Да. В Романе Маргарита странствовала в одиночку, но Рукавишников изобразил трагически влюбленных героев вместе. Дело в том, что скульптор изначально изготовил два разных памятника — авто Воланда с водителем-грачом и отдельно — обнимающихся влюбленных МиМ. Автор проекта вместе с помогающими ему художниками решили объединить два арт-объекта.
Особенности изображения пары “Мастер и Маргарита”:
- влюбленные не стоят на заднем сидении авто, а как бы немного оторвались от кресла;
- Мастер обут в больничные тапочки, как и положено по сюжету, а Маргарита — босиком и обнажена, на то она и ведьма;
- Мастер бесконечно устал, Маргарита нежно обнимает любимого, однако скульптор намеренно не показывает выражения лиц героев.
Соединить летящих Мастера и Маргариту и машину с водителем-грачом было вполне логично — общая композиция отражает концовку произведения Булгакова.
Инфернальное авто Воланда
“На остров обрушилась буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами. Островок опустел. В лунном пылании растворились улетевшие ведьмы. Костер догорал, и угли затягивало седой золой. Бакенбардист и козлоногий подсадили Маргариту, и она опустилась на широкое заднее сидение. Машина взвыла, прыгнула и поднялась почти к самой луне, остров пропал, пропала река, Маргарита понеслась в Москву”.
Автор — Александр Рукавишников, о ктором будет написано подробнее ниже. С коллегами он создал истинный шедевр. Машина выглядит нереально фантасмагорично! Автомобиль покрыт птичьими перьями, изнутри машина “обита” рыбьей чешуей.
На покрышках колес — карточный расклад, спидометр — это огромный глаз, лобовое стекло окружено … неожиданно … швейными машинками!
А что еще?
Особенности изображения “адской машины Воланда”:
- на заднике авто — то ли листья, то ли лепестки, то ли растения, то ли соцветия, а центр задней части машины украшает морская звезда;
- задние фонари выполнены в виде старых рук с хищными когтями, страшные пальцы удерживают лампочки, под фонарями — парные фары в виде изломанных бутонов лотоса;
- передние фары, да и вся фронтальная часть авто разрисованы картинами жертвоприношений;
- верх автомобиля находится в сложенном виде, “гармошка” представляет из себя скопище фрагментов клешней и панцирей ракообразных;
- покрытие колеса (крыло автомобиля) — это птичье крыло, а игральные карты всех четырех мастей на колесах — протест, который дьявол бросает церкви, выступающей против азартных забав;
- заднее широкое кресло, над которым парят влюбленные, выполнено в форме раковины.
Пара слов о водителе дьявольского авто
Итак, “черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами”.
Рукавишников и его подмастерья шикарно передали образ этого водилы-грача. Вот длинный клюв и фуражка, перчатки и напыщенный вид. В компанию к грачу художники поместили на переднее стекло автомобиля изображение опасного льва, озлобленного и оскалившегося на весь мир. Странным по жизни, но неудивительным в контексте сюжета Романа является то, что водитель-грач рулит не руками-крыльями, а ногами-лапами. Птичьи лапы одеты в перчатки и вцепились в руль.
И повез водитель-асс Маргариту на бал к сатане:
«Грач ли хорошо знал свое дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела под собой не лесную тьму, а дрожащее озеро московских огней. Черная птица-шофер на лету отвинтил правое переднее колесо, а затем посадил машину на каком-то совершенно безлюдном кладбище в районе Драгомилова. Высадив ни о чем не спрашивающую Маргариту возле одного из надгробий вместе с ее щеткой, грач запустил машину, направив ее прямо в овраг за кладбищем. В него она с грохотом обрушилась и в нем погибла. Грач почтительно козырнул, сел на колесо верхом и улетел».
Но грач-асс “от Рукавишникова” несет не одну Маргариту и не на сатанинский прием, а влюбленных МиМ — на Небеса.
Вот такой скульптурный шедевр придает особенную, мистическую красоту нашей Москве. Эстетика арт-объекта не вызывает сомнений — Рукавишников с коллегами совместили элементы декора от самой природы с сатанинскими деталями, подчеркивающими боль, трагедию, смерть. Не забываем, что транспортное средство принадлежит Воланду! Поэтому художники-скульпторы отлично передали суть образа дьявола — обманчиво симпатичного субъекта, несущего страдания и ужас.
Жаль, конечно, что столь оригинальная и многогранная композиция располагается не в самом выгодном и проходимом уголке столицы. Позитивно то, что по вечерам скульптурная группа “Автомобиль Воланда” умело подсвечивается и виден издалека.
Адрес памятника “Автомобиль Воланда”:
город Москва, улица Земляной Вал, дом 59.
А для самых любопытных информация об авторе памятника и истории его появления в том месте, которое описано выше.
Некоторые факты об оригинальном арт-объекте “Автомобиль Воланда”, посвященном МиМ и другим героям знаменитого романа Булгакова:
Автор творения — Александр Рукавишников — знаменитый отечественный скульптор, народный художник РФ, профессор, лауреат Госпремии РФ, награжденный множеством премий и орденов. Рукавишников — выходец из династии скульпторов. С 2022 года — главный художник театра Олега Табакова. Перечислить все скульптурные произведения Рукавишникова непросто, но мы знаем памятники Достоевскому у “Ленинки”, Юрию Никулину у старого цирка, Коровьеву и Бегемоту, “Атом Солнца Олега Табакова”, Царевичу Димитрию в Угличе и другие запоминающиеся произведения талантливого автора. Работы скульптора Рукавишникова украшают столицу, города России и многие точки мира.
В 90-х годах уже прошлого столетия был объявлен конкурс на создание архитектурно-скульптурного ансамбля, посвященного Михаилу Булгакову и героям его нашумевшего романа “Мастер и Маргарита”.
В конкурсе победу одержал скульптор Рукавишников, который предложил воплотить в жизнь масштабный проект — фонтан-примус высотой 12 метров, фигуры Мастера, Маргариты, Бегемота, Коровьева, Левия Матвея, Понтия Пилата, Иешуа. Вся эта кавалькада должна была разместиться у Патриарших прудов возле “нехорошей” квартиры № 50, что на Большой Садовой.
Пресса раздула жуткий скандал, многие местные жители и определенные общественные активисты были возмущены таким соседством. Взбунтовалась и РПЦ. Установку объекта запретили, но уже отлитые готовые статуи персонажей остались не у дел . Некоторым нашлось уместное применение, например, Бегемот с Коровьевым встречают гостей при входе в музей Михаила Булгакова.
Далее поступило предложение расположить композицию на Воробьевых горах возле Андреевского пруда. Вместо фонтана-примуса художники решили создать автомобиль, который отнесет Мастера и Маргариту на Небеса. Идея с машиной длиной в семь метров, которая с откоса Воробьевых холмов “полетит” в сторону Лужников, совершенно не зашла РПЦ — ведь дьявольщина должна была твориться близ Андреевского монастыря!
На этом этапе Александр Рукавишников произнес слова: “Я уверен — скульптуры, как и рукописи, не горят”. Какое-то время “адский автомобиль” скучал возле мастерской художника, а фигуры Мастера и Маргариты стояли в Воротниковском переулке у особняка Нащокина.
Но вот…
В 2015 году персонажам Романа нашлось место, но, увы, совершенно “не булгаковское” — поблизости от скульптурной мастерской Рукавишникова под названием “Рукав”. Здесь располагались учебные студенческие аудитории и арт-кафе. Это сквер на реке Яуза возле Сивякова переулка, куда и переместились в результате всех мытарств Мастер, Маргарита и дьявольское авто.
Сначала было не очень понятно, долго ли уникальный арт-объект будет украшать данный уголок Москвы, но возле композиции появился валун с памятным текстом. Камень как бы узаконил “последний приют” героев булгаковского Романа.