Cтанция московского метрополитена “Сокол” — объект исторического наследия столицы и страны в целом. Я выбрала темой рассказ именно об этой платформе из-за богатой летописи, связанной с точкой. А еще потому что южный вестибюль метро “Сокол” высится над кладбищем, разбитым когда-то у храма Всех Святых.

Примечательные факты о метро “Сокол”

Станция “Сокол” столичного метро находится на линии “Замоскворецкая”. Это темно-зеленая ветка с номером 2 на территории под Ленинградским проспектом.

Почему “Сокол”

Когда-то, в далеком 1917 году, в состав Москвы вошло симпатичное село Всехсвятское, известное с 1398 года. Еще раньше здесь была деревня “Святые отцы”. В районе хотели разбить депо для метропоездов всей ветки “Замоскворецкая”.

Станция была открыта 11.09.1938 года и могла бы по праву называться “Всехсвятская”. Однако православное название явно не соответствовало революционному времени. Откуда же “прилетел” сокол?

метро Сокол

Три версии происхождения названия станции “Сокол”:

  1. Имя “Сокол” платформа получила от названия рабочего поселка “Сокол”, соседствующего с селом Всехсвятское. Кооператив был возведен в начале 20-х годов XX века.

А вот почему сам поселок назвали “Сокол”? Дело в том, что сначала его хотели разбить в районе Сокольники, но затем планы изменились, поселение перенесли, а корень “сокол” плотно закрепился за жилым кварталом.

2. Звучные, яркие названия были присущи советскому периоду. “Светлый путь”, “Звезда”, “Дружба”, “Орленок”, “Ястреб”. “Сокол” соответствовал идеально остальным наименованиям.

3. Кто знает, что есть такой строительный инструмент для штробления — “штукатурный сокол”? При возведении станции мастера активно использовали приспособление — вся верхняя часть, своды станции оштукатурены именно “соколом”.

Первая и вторая идеи на счет названия кажутся более правдоподобными, однако большинство нынешних экспертов считают, что верной является именно третья версия.

Чем уникален дизайн станции “Сокол”

Любая станция московской подземки, которую строили в советский период, — оригинальна как с точки зрения проекта, так и по претворению задумки в жизнь.

метро Сокол

“Сокол” не стала исключением. Это истинное произведение искусства. В качестве архитектурного решения для платформы “Сокол” выбрали одноколонный вид сооружения. Над перроном нависали два свода, которые опирались на ряд колонн, установленных по центру, и на стены. Мощные у основания опоры были похожи на кроны деревьев и расширялись вверху, где объединялись в купола. Получался вид своеобразного шатра.

Из-за расширения к своду станция смотрелась просторной. Изначально непонятно, откуда исходил свет — лампы были упрятаны внутрь куполов, которые располагались на опорах и скрывались под квадратными фрагментами полупрозрачного агамзалинского оникса. Немного позже к источникам света конструкторы добавили прожекторы.

В качестве облицовки цоколя и плоских участков стен использованы биробиджанский мрамор и мозаичные украшения. Каждую колонну окружили комфортными скамейками.

метро Сокол

Заложение станции не было глубоким — “Сокол” расположился на 10 метрах под землей. Пол выложили гранитом розовых и серых оттенков. По центру перрона из него же выполнили каменный ковер с орнаментом.

Из незначительных недостатков называли “падающие лестницы”. Это сооружение типа мостика посередине остановки, которое не очень удачно делило платформу на 2 части.

Однако по ходу подъема размещались красивые бело мраморные панно. Была мысль выгравировать на них выдержки из Конституции 1936 года на тему “права граждан”, но идея не была реализована.

А в общем — станция “Сокол” выглядела органичным и законченным проектом, но возникли проблемы.

Какие изменения пришлось внести в проект станции “Сокол” из-за мощного наплыва пассажиров

Повторим, что объект открыли 11.09.1938 года. Тогда это была конечная остановка с одним, Восточным вестибюлем. В то время население Москвы не было столь многочисленно.

В середине 50-х прошлого столетия столица начала стремительно расти, в мегаполис прибывали все новые жители. Москву стали активно посещать отечественные и иностранные туристы. Проектировщики не предусмотрели столь массового наплыва людей, ширина платформы имела ширину всего 8 метров, на станции был лишь один выход. Требовалась срочная продуманная реконструкция.

Вестибюли станции “Сокол”

Выход и “падающие лестницы” в центре платформы не обладали столь большой пропускной способностью. В 1960 году на “Соколе” был открыт второй выход, в 1964-м — посередине зала были возведены несколько дополнительных лестниц, однако они в 1994-м году обвалились и больше не восстанавливались.

метро Сокол

А вот история вестибюлей вполне позитивна.

По широким лестницам с платформы удобно выйти к вестибюлям:

  1. В районе “Сокол” САО.
  2. В районе “Аэропорт” САО.

Вестибюли соединены прозрачной светлой галереей.

метро Сокол

Своеобразный внутренний “дворик” Восточного зала украшает фонтан из гранита.

метро Сокол

Западный зал похож на букву “П”, от входа идет лестница, а в кассовом зале по центру установлена нарядная колонна.

метро Сокол

Метро “Сокол” в литературе

Писатели-фантасты с объектами столицы не церемонятся, задействуя точки в произведениях. Станция московского метро “Сокол” увековечена в романе Сергея Лукьяненко “Ночной дозор”. Возле остановки находился главный офис всех Светлых, куда на доклад к Гессеру слетались иные “Ночного дозора”.

Дмитрий Глуховский в произведении “Метро 2033” поместил ферму, где разводили животных, чтобы кормить выживших после ядерной катастрофы. Писатель объединил Сокол, Аэропорт и Динамо в подземный агросоюз, который помог пережить сложные постапокалиптические времена.

Где соприкасаются тайна и реальность, связанные с метро и со станцией “Сокол”

Факт: агорафобия или метрофобия — зафиксированная специалистами болезнь реальных людей. Я лично знаю двух жителей Москвы, которые спускались в подземку по воле случая всего 2-3 раза в жизни, каждый раз — через силу, испытывая сильнейший дискомфорт и даже некоторое нервное расстройство.

Тайна: московский метрополитен таит загадочные истории. Например, есть очевидцы, замечающие раз в месяц совершенно пустой состав, бегущий по Кольцевой линии, останавливающийся на каждой станции. Двери поезда были закрыты. Кто-то видел, что в кабине сидел машинист в форме прошлых лет. По легенде в вагонах собрались души метростроевцев, погибших на возведении объектов.

Считается, что, нарушая могилы мы беспокоим души людей. В ответ духи начинают тревожить ныне живых. Все поверья на какое-то время были замещены революционными и анти религиозными установками. Факт: разрушали храмы, жгли иконы, грабили и уничтожали кладбища. Факт: экономия “во имя революции” привела к тому, что плиты из дорогого гранита/мрамора снимали с могил, стирали на камне надписи, резали на фрагменты, использовали для облицовочных работ.

В 30-е годы XX века кладбищенские надгробия применялись при возведении нескольких платформ московского метро. Обеспокоенные души вымещали недовольство на здравствующих. Именно поэтому на этих остановках происходили несчастные случаи, гибли пассажиры. При строительстве станции “Сокол” случилось иное.

метро Сокол

В те годы на площадях старых деревенских кладбищ возводилось множество объектов растущей столицы. Требовались обширные территории, и погосты были отданы под прокладку метро путей, строительство платформ. Бульдозеры ровняли могилы в землей, на месте захоронений возникали жилые кварталы, социальные объекты, скверы и новые станции метро.

Факт: “Сокол” стоит на поле, где раньше покоились тела умерших и погибших людей. Это было братское кладбище 1915 года при церкви Всехсвятской (сегодня храм Всех Святых). На погосте лежало свыше 18 тысяч героев Первой мировой и авиаторов. После революции к ним “присоединились” казненные большевиками “политические” и белогвардейцы. В 1925 году захоронения на месте были запрещены, здесь разбили Чапаевский парк. Когда в 1938 году запустили метро “Сокол”, Южный выход станции оказался ровно на окраине старого прицерковного кладбища.

Тайна: до сих пор работники платформы видят призраков, бродящих по тоннелям.

Мрачная история о призраках “проросла” в нынешнюю бытность. Факт: порой на станции “Сокол” люди устраивают своеобразный флешмоб https://yandex.ru/images/search?text=призраки

Метро “Сокол” сегодня. Что интересного находится поблизости

К сожалению, мы больше не видим объемных часов на колонне по центру возле лестницы. Когда-то здесь же стояли торшеры из мрамора, который износился, и светильники демонтировали. Кое-где истерся узор пола, обновление исполнено гранитным рисунком, лишь отдаленно схожим с первоначальным.

метро Сокол

И все же сегодня станция “Сокол” выглядит нарядно и достойно. В точке “Сокол” нет пересечений в другими метро ветками, соответственно переходы на иные платформы также отсутствуют.

метро Сокол

Рядом со станцией “Сокол” расположились интересные объекты разного назначения:

  • на месте того самого Братского захоронения 1915 года сегодня находится мемориально-парковый ансамбль с часовнями и памятниками;
  • мост Победы, связывающий Сокол и Войковскую (во время обороны Москвы в период ВОВ здесь стояли 3 линии укреплений, остановившие немецкие мотоциклы);

  • музей “Экспериментаниум” в 3 этажа (масштабная интерактивная выставка увлекательных наук — механики, акустики, оптики, магнетизма, воды, космоса);

  • ДК Московского авиационного института;
  • Драматургический театр “На Новопесчаной”;
  • художественный вернисаж “На Песчаной”;
  • мемориальная доска на доме, где жил лучший вратарь 20-го века Лев Яшин;

  • мемориальная доска на доме, где жил мастер-скульптор Степан Эрьзя;

  • часовня для православных прихожан;

  • развлекательные точки (Арена “Стем”, ТЦ “Авиапарк с гигантским аквариумом в форме цилиндра, здесь же можно пройти оригинальные квесты);
  • ЖК “Триумф-Палас”;

  • многочисленные бары, клубы, рестораны, кафе (самое интересное — антикафе “Греча”).

А вот про этот объект можно сказать, что “история повторяется”. Часовня святых Сергия и Елисаветы на кладбище “Арбатец” — то ли выкуплена, то ли сдана в аренду под “азиатский массаж”. Понятно, что сюда помолиться уже не зайдешь. Как бы и здесь не завелись призраки.

Поселок художников как фрагмент старинной столичной жизни

Район “Сокол” уникален тем, что здесь находится дачный поселок Художников.

В этом своеобразие места, избранного в далеком 1920-м году творческой и научной интеллигенцией для проживания. У столичной власти до сих пор не поднимается рука снести массив.

Старинные особняки и невысокие коттеджи окружены современными домами и объектами инфраструктуры.

Здесь по-прежнему атмосферно. Оказавшиеся поблизости гости района Сокол могут увидеть картинку из старой жизни Москвы. Это настоящая музейная экспозиция под открытым небом и одновременно престижный, “дорогой” жилой квартал столицы.

Надеюсь, что вы прониклись интересом к станции “Сокол” московского метро. Приехать на место, выйти в город и провести здесь время — хорошее решение для москвичей и гостей столицы. метро Сокол



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 3

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 3 дня

ElenaCats

Комментарии: 47Публикации: 99Регистрация: 19-06-2019