Для поездки с Д. и его подружкой Э. на одно из чудес света — Гранд Каньон (Большой каньон), а потом и в Лас-Вегас, мы арендовали машину в Лос-Анджелесе. Процедура была довольно длительной, поскольку компании предъявляли к нам как не резидентам США дополнительные требования и платежи. В конце концов, нашли не очень взыскательную фирму и взяли довольно маленький Ниссан. Я так распланировал, что сначала нам надо было доехать до мелкого городка Flagstaff в Аризоне в 70 милях от каньона – у самого каньона все гостиницы были забронированы на несколько месяцев вперед, да и стоили очень дорого. Пейзаж по дороге в Flagstaff поразил: гряда фиолетовых гор, красные скалы, белые столбы в форме облизанного эскимо.

Дорога в красной пустыне

Дорога в красной пустыне

За каждым поворотом возникало зрелище невиданное. Раньше, когда мы смотрели вестерны, нам казалось, что ландшафт – находка режиссера: так не бывает. Оказывается, снимали действительно на натуре.

Как в вестерне

Как в вестерне

В мотель мы приехали довольно поздно и завалились спать, так как предстояло подниматься рано утром: нас предупредили, что толпы туристов могут оккупировать все места на парковке у Гранд Каньона и тогда придется ждать возвращения и отъезда кого-нибудь из туристов, чтобы поставить машину.

Ветерок на каньоне дул прохладный, но солнце шпарило немилосердно, так что укрывались не столько от ветра, сколько от солнца, боясь сгореть. За вход в провал (вот уж вправду провальчик!) берут $20 — из известных мне национальных парков самая большая плата за посещение, обычная такса — $10. Плату мы решили оформить абонементом на право посещения в течение года парков федерального значения по всей территории США. Кроме указанного права мы также получили карты парка и местную газету с полезной туристам информацией и поехали к Visitor Center. Там мы узнали, что длина Каньона (от дамбы Glen Canyon на южном конце озера Lake Powell до скал Grand Wash на озере Lake Mead) 277 миль (443 км). Ширина в среднем 10 миль (16 км) от края до края, максимальная — 18 миль (29 км), наименьшая — около 5 миль (8 км). Глубина меняется: от северного края — около 5.700 футов (1.737 м), южный край примерно на 1,200 футов (365 м) ниже северного.

Еще мы узнали, что первым из европейцев до Большого Каньона добрался конкистадор Коронадо (1540—1542 гг.) в поисках золотого города. Колорадо по-испански означает «выкрашенный в красный».

Колорадо - красная река

Колорадо — красная река

Река Колорадо протекает по одноименному плато, которое и в самом деле выглядит подобным образом: кстати, каньон может видеть всякий, летящий «Дельтой» с востока на запад страны. Я во время предыдущей командировки в США (1993 -1994 гг.) летал из Балтимора в Солт-Лейк-Сити, где, оказывается, у американцев в 40 милях от столицы Олимпийских игр 2002 г. находится крупнейшее хранилище и завод по сжиганию химического оружия со всеми вытекающими из этого опасностями аварий (и такие случаи были, но пресса об этом молчала). Каньон попадает в поле зрения из иллюминатора. Впечатляюще – правда, зимой, когда я там пролетал, он не был такой красный, как на картинках, а скорее — бурый.

Поняв, что идти вдоль Каньона по тропинкам от точки к точке при такой жаре мы не в состоянии, изучили газетку и решили ехать автобусом. Поехали на запад — восемь смотровых точек с самыми живописными видами, автобусы идут каждые 10-15 минут, на выбранных точках останавливались, смотрели, фотографировали.

Вид на реку Колорадо с одной из смотровых площадок

Вид на реку Колорадо с одной из смотровых площадок

Пытались разглядеть собственно реку Колорадо (с высоты кажется тоненьким ручейком), виновницу всего этого «безобразия», текущую по внутреннему узкому каньону, — иногда это удавалось. Не возьмусь за описание – смотрите фотографии.

Вид на провал с другой смотровой точки

Вид на провал с другой смотровой точки

Сам каньон разноцветен, состоит из различных песчаников и осадочных пород. Река прорезала себе путь, а окрестности одновременно поднимались, все расползалось и трескалось, так оно и получилось. Совершенно невероятно получилось, надо сказать. В результате видны края и плоскости до внутреннего каньона, а сам он узкий, в нем река и некоторое количество равнинных мест, где-то там есть и деревенька-ранчо, спальное место в которой тоже надо резервировать за полгода по баснословной цене… В музее при информационном-центре на одном из стендов есть подробное перечисление слоев Гранд Каньона, с макетом в разрезе.

На фото отчетливо видны слои Гранд Каньона

На фото отчетливо видны слои Гранд Каньона

Вниз спускаться рекомендуется только народу с хорошей физической подготовкой — беда многих туристов в том, что они плохо себе представляют сложности обратного восхождения. Вниз можно дойти за 2-3 часа, при этом температура с +80F (~27C) поднимается до +100F (~38C) на дне. При такой температуре надо быть весьма крепким человеком, чтобы карабкаться в гору, поэтому советуют подниматься в течение пары дней, с ночевкой на полпути наверх. В результате те, кто не рассчитал свои силы, выдыхаются и загибаются.

Черный ворон в ожидании добычи

Черный ворон в ожидании добычи

И волки тут как тут

И волки тут как тут

Но нам ничего не страшно

Но нам ничего не страшно

Путешественникам, идущим вниз, рекомендуется носить с собой зеркальце и, если понадобится помощь, сигналить — пускать солнечных зайчиков вверх. Количество народа на краях Каньона и летающие над ним самолетики и вертолеты с туристами служат гарантией, что зайчики будут замечены. Таким путем из Каньона спасают вертолетами в среднем по 30 человек в месяц, а это удовольствие обходится жертвам собственного легкомыслия в $2000. Есть и более легкий путь — путешествие вниз и вверх на мулах, но опять же — резервировать место в таком караване надо за полгода.

Вообще же по Гранд Каньону существует несметное количество пеших маршрутов. Есть экскурсии над Каньоном на самолете и вертолете, сплав на плотах вниз по Колорадо до тех мест, где река выходит на равнину.

Мы приехали на южную кромку каньона (South Rim). Говорят, что вид на каньон с северной кромки (North Rim) впечатляет больше, но мы решили переправиться на северную сторону каньона по дамбе Glen Canyon на южном конце озера Lake Powell, а потом, двигаясь на запад по северному берегу реки Колорадо, осмотреть каньон снизу.

В общем, на южном краю мы осмотрели все что могли. Побывали на Yaki Point (закаты лучше всего смотреть на восточном краю южной кромки на Yaki Point), к ней пришлось идти пару километров пешком, так как находится она в стороне от шоссе, а движение по ответвлению шоссе разрешено только для машин и автобусов, принадлежащих National Park’у.

Вид с Yaki Point

Вид с Yaki Point

Вид усеченной пирамиды на северной кромке

Вид усеченной пирамиды на северной кромке

Hадо сказать, что Yaki Point нам понравилась больше всего. Видимо, большинству лень ехать довольно далеко на автобусе из-за одной точки, поэтому там оказалось, во-первых, практически безлюдно, во-вторых, вид на Каньон (на изгиб Каньона!) оттуда открывается потрясающий, гораздо интереснее, чем на западных смотровых точках. Последней в этот день была Desert View с каменной башней, великолепно смотревшейся издалека с других точек, стоящей на обрыве, с магазинчиком внутри и смотровыми площадками.

Desert View снаружи

Desert View снаружи

Desert View изнутри

Desert View изнутри

Однако нам нужно было поторапливаться, так как до следующего места ночевки предстояло преодолеть 200 миль по совершенно пустынной территории резервации индейцев навахо. К счастью, мы по привычке путешественников предварительно заправились сами (правда, легко) и по полной заправили машину. Вдоль шоссе, пролегающего по безжизненной гористой местности — каменистой красной пустыне, не было на протяжении 200 миль ни закусочных, ни заправок, ни каких-либо предупредительных знаков об их отсутствии, никаких машин. Под красными же скалами время от времени встречались поселения индейцев навахо, жалкие хибарки со спутниковыми антеннами и пикапами возле домишек… Лишь изредка были разбросаны мелкие придорожные рынки (деревянные столы под фанерными навесами) с индейскими поделками, причем по высоким ценам.

Придорожный индейский рынок

Придорожный индейский рынок

Реклама — везде реклама: за 200-300 метров до рынка висит объявление на коричневом картоне: “Nice Indians ahead” («Впереди милые индейцы»). По выезде с рынка висит другой плакат: “Nice Indians behind. Chief Yellowtail orders to return” («Милые индейцы позади. Вождь Желтый Хвост приказывает вернуться»).

Уже в темноте подъехали к Lake Powell: озеро – искусственное водохранилище на реке Колорадо, которую запрудили, построив электростанцию. Обязательно посетить озеро нам посоветовала Ленина однокурсница М., за что выражаем ей грандиозную признательность. Озеро раскинулось среди безжизненных, совершенно лишенных растительности невысоких гор. Однако и эти суровые условия американцы обратили себе на пользу: на озере расположилась огромная марина (целый город пришвартованных домов-лодок и скутеров, на которых отдыхающие курсируют по озеру).

Марина на Lake Powell: вид утром

Марина на Lake Powell: вид утром

Дома-лодки пускаются в плавание

Дома-лодки пускаются в плавание

Там мы и заночевали.

На следующий день, осмотрев искусственное озеро, мы отправились на северный край Большого Каньона, пересекли его в узкой части на востоке.

Lake Powell: вид из автомобиля

Lake Powell: вид из автомобиля

Там через Каньон построен мост на невероятной высоте, но бросить камешек для того, чтобы эту высоту узнать, мы не могли — запрещено под угрозой большого штрафа, так как по реке сплавляются туристы-рафтеры.

Lake Powell: вид на мост

Lake Powell: вид на мост

Северный край гораздо менее посещаем, но более привлекателен. Во-первых, другая природа, другой климат. Каньон служит как бы разделительной чертой, если на юге климат обусловлен близостью пустыни, и максимум растительности — какие-то хилые южные деревья, то на северном крае великолепные хвойно-лиственные леса.

С востока на запад по северному краю Каньона нам надо было ехать, так как в наши дальнейшие планы входило посещение Лас-Вегаса. В Zion park мы попали случайно. Ехали на запад и увидели, что еще какой-то национальный парк совсем рядом, вот и решили сделать небольшой крюк по дороге в город-казино. Мы оказались на дне каньона в огромной котловине, заполненной колоннами, шпилями, «пальцами» самых невероятных форм, нежнейших расцветок — красные, розовые и белые песчаники, изрезанные до невероятности, переплетение цветов, наложенное на нереальные фигуры, поражало.

На дне

На дне

Если накануне мы смотрели сверху и все казалось внизу мелким, то теперь получали обратное впечатление – мы ходили уже по дну другого разлома, смотря на горы снизу вверх.

Zion park

Zion park

И животные вели себя по другому, не рассматривая нас, как добычу.

Мирный бизон

Мирный бизон

Депеша № 82 о путешествии на Гранд Каньон

Погуляв по парку, мы, уже опытные, заправили себя и машину под завязку и поехали в Лас-Вегас. Когда стемнело, ехать по узкой дороге в тесной машине было довольно тяжело. Тем необычнее было впечатление на подъезде к Лас-Вегасу: из кромешной тьмы горная дорога спускалась к залитой огнями чаше города. Впрочем, об этом в следующем очерке.



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 3 года

Alexander Ananiev

Комментарии: 0Публикации: 65Регистрация: 18-01-2022