На прошлой неделе прошли две академические тусовки. Первая в Совете по международным отношениям (Council on Foreign Relations) — это площадка для общения самых известных американских международников – из университетов, мозговых центров, СМИ и бизнеса, тем более что выступал Robert Cooper, кадровый британский дипломат, а ныне глава Департамента внешней политики ЕС, книжку которого Лена купила еще в Англии в 2001 году.

Здание Совета по международным отношениям

Здание Совета по международным отношениям

Заведение солидное – расположено недалеко от российской миссии, на 68-ой улице и Парк авеню. Зал обшит деревом до потолка, члены Совета пришли в бабочках и в рубашках с запонками. Сначала — часовой ланч, затем лекция.

Одно из заседаний Совета

Одно из заседаний Совета

Вторая встреча проводилась в ООН «яйцеголовыми» на предмет президентских выборов. Выступали три докладчика, первым синдицированный журналист (то есть он как бы сам по себе и пишет сразу для нескольких изданий) Ричард Ривс (Reeves), ранее состоявший в штате «Нью-Йорк таймс». По его мнению, президенты в США в основном избирают себя сами в том смысле, что эти люди ставят перед собой данную задачу лет с 12-ти, что они принадлежат к кругу богатых, имеют образование юриста и часто бывают героями войны. В эту категорию входит примерно 10-15 тысяч человек.

Какое отношение имеют шотландские тартаны к американской политике?

Партийно-политическая система в США стабильна, и с 1860 года в избирательный закон изменения не вносили. Первый в истории США партсъезд провела в 1831 году одна мелкая партия, первый съезд демократов созвал президент Э.Джексон в 1832 году, чтобы избавиться от своего вице-президента Джона Колхуна (Calhoun), жена которого много способствовала распространению сплетен о добрачной связи военного министра с собственной женой еще в период ее первого замужества. Военному министру пришлось уйти в отставку. Джексон не простил Колхунам интриг, поскольку о нем самом ходили те же сплетни, что довело его жену до смерти за полгода до его вступления в должность.

Президент Э.Джексон

Президент Э.Джексон

Лирическое отступление о тартане и фильме «Касабланка»

Колхун был родом из Шотландии. Тартан (клетка на ткани) его клана стала объектом долгих судебных разбирательств.

Клан якобы подал иск против лондонской фирмы Burberry, начавшей выпуск изделий из этой клетки (черные, красные, белые пересекающиеся полосы на песочном фоне) и пользующиеся бешеным спросом до сих пор, несмотря на безумные цены (дамские сумки стоят по 500 долларов). Суд закончился в пользу фирмы, сумевшей доказать, что ее красная полоса гораздо тоньше широченной красной полосы рисунка тартана Колхунов. Все же, фирма выплатила клану миллионы в возмещение морального ущерба. Тартан Saskatchewan, похожий на клетку Burberry, имеет североамериканское происхождение – это тартан одной из провинций Канады, каждая из которых (за исключением одной) имеет свой тартан.

Scottish Tartans

Scottish Tartans

Фирму по производству верхней одежды Burberry в 1856 году основал Томас Берберри в Гэмпшире, Англия. В 1880 она начала производить габардин из пряжи, с водоотталкивающими свойствами, а в 1888 г. – получила на эту ткань патент. В 1940-е годы тренчкот стал популярным среди гражданского населения, и большую роль в этой популяризации сыграл кинематограф. Как замечает Тим Ганн, «благодаря фильмам, в том числе «Касабланке» 1942 года, тренч де-факто превратился в костюм умных и крутых мужчин и шпионов, заняв в итоге своё место в мире моды» (М.: Колибри, 2014, с. 255).

Хамфри Богарт в роли Ричарда Блейна

Хамфри Богарт в роли Ричарда Блейна

Первый магазин в Лондоне фирма открыла в 1890 г. В 1901 г. по заказу министерства обороны начала производить форму для британских офицеров, в 1911 г. – обмундировала экспедицию Амундсена на южный полюс (там он поставил палатку из ткани фирмы). Сама же клетка была зарегистрирована как торговая марка подкладки к плащу свободного покроя с поясом в 1924 г. (ни о каких судебных разбирательствах, понятное дело, на сайте фирмы информации нет). В 1955 г. фирма получила Royal warrant (став поставщиком королевского двора). В 1967 г. начался выпуск аксессуаров с рисунком клетки – зонтов, шляп, шарфов, сумок. В 1970 г. открыт первый магазин в США – в Нью-Йорке на East 57 street. Цвета этой клетки черный, красный, tan (цвета загара) и chalk (цвета мокрого мела) очень популярны в Нью-Йорке, даже без клетки.

Еще год назад сумки, шарфы, шляпы с этим тартаном можно было купить за три копейки на любом развале Нью-Йорка. Однако борьба с контрабандой и подделками, которую доблестно ведет городская полиция, совершая регулярные наезды на Chinatown, привела к тому, что клетка с улиц исчезла. А Лене досталась сумка бесплатно, по случаю: уличный торговец, опасаясь штрафов, отдал несколько штук нашему приятелю, а тот одарил всех знакомых дам.

Однако после лирического отступления возвращаемся к нашим баранам.

Как встают на предвыборную вахту

Партийные съезды после праймериз (первичных выборов) мало влияют на номинацию кандидата в президенты. Их и собирают лишь с этой официальной целью – ни тебе отчетного доклада, ни основных направлений, ни генеральной линии. Немного поломал традиционную схему в 1960 году Джон Кеннеди, которого съезд демократов никогда не выдвинул бы кандидатом, если бы Кеннеди практически впервые в практике избирательной борьбы уже на раннем этапе праймериз не задействовал ТВ (рассчитывая «продать» свое обаяние) и большие деньги (пока в гонку еще активно не включились политические тяжеловесы). Кеннеди был сенатором (как и Керри, и с теми же инициалами – JFK). Сенаторам обычно не удается пробиться в лидеры гонки в силу публичности их депутатской деятельности – СМИ их разносят в куски, попрекая каждым шагом и каждым огрехом на парламентском поприще. А губернаторы из глубинки внимания до поры до времени не привлекают, на общенациональной политической арене они практически не светятся, поэтому им и меньше достается – пока еще на них накопают компромата! Воды утечет достаточно.

Второй выступающий — Дэвид Кинг из Гарварда вообще сказал, что весь ажиотаж вокруг президентских выборов яйца выеденного не стоит: полномочия президента слишком ограничены, чтобы сильно беспокоиться по поводу личности конкретного претендента на пост. Так, вопросы образования во многом решаются на местном уровне и на уровне штатов. Важнее, конечно, экономика, однако формально ни один орган исполнительной власти экономикой не управляет. Законодательные инициативы президента по вопросам налогообложения (и другим вопросам) должны быть утверждены конгрессом. Полномочия президента достаточно велики в сфере внешней политики, хотя конгресс наделен полномочиями объявлять войну. Кстати, осенью 2002 года конгресс делегировал это полномочие в отношении Ирака президенту в расплывчатой формулировке «предпринять все необходимые меры» (кажется, так), а в середине марта 2003 года президент ввел войска в Ирак. Президент – главнокомандующий войсками. В целом, деятельность президента оценивают по состоянию экономики, хотя его курс не может иметь серьезное влияние на ее развитие.

Кинг полагает, что никакие личные качества особой роли в «избираемости» кандидата не играют, за исключением двух – способности вызывать доверие и обаяния (trustworthiness, likeability). Опросы общественного мнения показывают, что этот показатель у Дж.Буша –мл. составлял на тот момент 48%, а между тем действующих президентов не избирали на второй срок, если показатель обаяния опускался ниже 45%. Электорату нравился политический курс соперника Буша от Демократической партии, Джона Керри [будущий госсекретарь в администрации Б. Обамы, а ныне – спецпредставитель по климату нынешнего президента США Джо Байдена – Прим.авт.]. Однако обаяние Буша им импонирует больше (американцы предпочли бы поужинать с Бушем, а не с Керри, хотели бы жить в одной комнате общежития с Бушем, а не с Керри; это же касается и рыбалки, даже если не будет улова). Джона Керри считают несколько занудным – спросишь его который час, а он начнет с объяснения устройства часов.

В силу подобного легкомысленного отношения американцев к институту президентства Кинг утверждает, что для обывателя пост президента – это не административная должность, а символ американской «аристократии» (nobility). Явка соответствующая – 50% (впрочем, она во всех развитых демократических странах низка) – т.е. избирают симпатичного мужика, который, как надеются, не наломает слишком много дров.

Керри и Буш на теледебатах

Керри и Буш на теледебатах

Третий спикер — Норман Орнштейн (Оrnstein) из Института Американского Предпринимательства (AEI) — мозгового центра правых, в котором не последнюю скрипку играет жена вице-президента Дика Чейни в администрации Дж.Буша-мл., отверг расхожее представление о том, что нация расколота пополам (“a 50:50 nation”), где половина – за республиканцев, половина – за демократов. Соотношение сложнее, но от этого не легче – 45:45:10 (10% — независимые избиратели, еще не определившиеся в своих предпочтениях, так называемый «плавающий электорат»). Добавлю, что доля колеблющихся, вероятно, выше. За них-то и идет ожесточенная борьба. Политические старожилы не припомнят такого периода (начиная с 2000 года) практически равной поляризации в стране. Отсюда неопределенность исхода: все решат события, которые произойдут в сентябре-октябре, но никто не знает, какие именно события произойдут (Events driven political environment, no idea of winner). Было приятно, что Орнштейн привел знаменитую фразу бывшего премьер-министра Британии Г.Макмиллана, которую Лена использовала в одной из своих статей по Британии. В ответ на вопрос о причинах трудностей в составлении политических прогнозов Макмиллан пояснил: «Events, my dear boy, events” («Загвоздка в событиях, мой мальчик, в событиях»). Так что не верьте политологам, которые скажут вам, что им известно, кто победит на выборах, предупреждает Кинг.

Цвета штатов

В США все большее распространение получает досрочное голосование по почте. В штате Орегон голосуют только по почте, открепительные талоны в некоторых штатах не выдают и тоже голосуют по почте, в целом около 20% избирателей проголосуют досрочно, за несколько недель до выборов. Победа того или иного кандидата заранее известна в 2/3 штатов (например, Нью-Йорк всегда голосует за демократов, Техас – за республиканцев). Выборы двухступенчатые (по мажоритарной системе победитель забирает все голоса данного штата, и штат направляет выборщиков, имеющих лишь моральное обязательство голосовать за кандидата, которого предпочел штат). Численность выборщиков составляет сумму численности членов нижней палаты конгресса (палаты представителей), пропорциональную численности населения штата – плюс по 2 сенатора от каждого штата. Штаты, большинство избирателей которых голосует за демократов, называются «голубыми», а штаты, в которых большинство избирателей голосует за республиканцев, называются «красными» — по цвету каждой из партий. «Колеблющиеся» штаты, в которых неизвестен исход выборов, называются «пурпурными». Таких штатов 17, и в них и разворачивается основная борьба. Таким образом, кандидату от демократов нет смысла разворачивать рекламу в Техасе, где сильны республиканцы (ясно, что Техас «не взять»). Республиканцам нет смысла агитировать в Нью-Йорке (во всяком случае, на президентских выборах — ясно, что проиграют). Так что обе партии рекламные ролики будут крутить в колеблющихся, пурпурных штатах Среднего Запада.

2004_Presidential_Election_by_County.svg

2004_Presidential_Election_by_County.svg

Есть два типа президентских выборов: открытый конкурс (open contest), когда сражаются два претендента, еще не занимавшие президентский пост (например, на выборах 2000 года – А.Гор и Дж.Буш-мл. после двух сроков Билла Клинтона, который уже не имел права выставлять свою кандидатуру; выборы 2008 года также будут открытыми, поскольку Дж.Буш уже не будет иметь права выставить свою кандидатуру), и выборы, на которых новичок выступает против действующего президента, идущего на второй срок. На выборах, в которых участвует действующий президент, последний имеет преимущество, даже если против него в качестве новичка выставить клон Дж.Вашингтона или клон А.Линкольна. Вопрос ставится просто: дать ли «этому парню» порулить еще 4 года.

С учетом многолетней практики, считается, что в методике опросов есть важнейший вопрос: в правильном или неправильном направлении идет страна. Даже если рейтинг президента высок на данный момент, но опрошенные считают вместе с тем, что страна идет в неправильном направлении, то рейтинг президента падает через 3 месяца.

Есть еще один показатель деятельности президента – совокупный процент инфляции и безработицы (опасным считается показатель в 10%: скажем, 3% инфляции плюс 7% безработицы).

Большую роль должны сыграть теледебаты между претендентами. Однако снова встает вопрос об обаянии кандидата.

Отсюда, знаменитости типа Шварценеггера, будут идти в политику бурным потоком, так как для их раскрутки требуется меньше денег, ведь они узнаваемы.

Вице-президент – это вам не зам

Что касается выбора вице-президента, то ходит быль, превратившаяся в анекдот, о том, что раз в неделю президент и вице-президент обедают в Белом доме, оставаясь на некоторое время наедине – даже без официантов. Вице-президент должен быть человеком, преданным президенту настолько, чтобы похлопать его по спине, если тот поперхнется, а не ждать с чувством глубокого удовлетворения, когда он задохнется, подавившись. Все же выбор вице-президента не имеет судьбоносного значения – голосуют за кандидата N 1, а не за попутчика N 2. Еще Никсон сказал, что партнер – только обуза. В вице-президенты берут человека, который не подсидит, не затмит обаянием, но может привлечь в пользу N 1 голоса своего родного штата. Как правило, вице-президент принадлежит к поколению next.

Деньги не решают все

Что касается роли денег в предвыборной борьбе, то Орнштейн сумму в 3 млрд. долл. при ВВП США в 11 трлн. долл. не считает существенной («Проктер энд Гэмбл» тратит на рекламу больше). К тому же, изменились условия: если еще 10 лет назад политический рекламный ролик нужно было прокрутить 5 раз, чтобы его заметили, то ныне – 12 раз. Обе партии пытаются повысить явку (республиканцы тратят на эти цели 25 млн. долл. в неделю). Все же исход выборов не будет зависеть от того, у кого из кандидатов больше денег на кампанию.

При растущей экономике, американцы закрывают глаза на неудачные военные операции. Однако сыграть могут такие факторы, как кандидаты-аутсайдеры: Р.Нейдер из «зеленых» еще на выборах 2000 г. отнял у демократов около 3% голосов. В условиях гонки «нос-к-носу» 2-3% голосов могут тяжелыми гирями лечь на чаши весов.

Вот такие правила игры, действующие независимо от конкретных кандидатов.

 



Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Автор публикации

не в сети 3 года

Alexander Ananiev

Комментарии: 0Публикации: 65Регистрация: 18-01-2022